Книга Бытия, Глава 1, стихи 1-13
В первый день Великого поста Церковь предлагает нам вспомнить о том, что было в самом начале: согласно первой библейской книге, в начале был только Бог, и не было ничего и никого, кроме Него. Библейскую историю творения мира можно прочитывать и осмыслять самыми разными способами, но бесспорным и очевидным её посылом является то, что изначально был лишь Бог, а всё творение — плод Его задумки и действий.
Вместе с этим первые строки книги Бытия напоминают нам о том, что всё сделанное Богом — хорошо и прекрасно, и о том, что в творении не было ничего такого, что каким бы то ни было образом нарушало бы общую гармонию. Бог не сотворил ничего такого, к чему были бы применимы отрицательные характеристики.
Церковь напоминает нам об этом в первый день поста, конечно же, не случайно.
Описание творения с его красотой, гармонией и общей благостью резко контрастирует с тем, что мы можем наблюдать вокруг нас в самих себе. Как бы мы не пытались должным образом устроить свою жизнь и самих себя, всегда остаётся нечто такое, о чём нельзя сказать как о благе, как минимум, у нас всегда остаются поводы для внутреннего беспокойства и переживаний. К этому странному эффекту, как и к библейскому повествованию, можно относиться самыми разными способами, и его причины тоже можно определять по-разному. С точки зрения христианства, контраст между идеальным и гармоничным первоначальным творением и наличной реальностью имеет своей причиной человека, причём, именно человека в частности, а не человечество вообще, то есть причина заключена в каждом из нас. Но когда мы размышляем о ней, то мы должны обращать внимание лишь на самого себя, а не на кого бы то ни было ещё.
Великий пост — это то время, в которое Церковь призывает нас немного замедлить привычный ритм жизни и задуматься о себе самих через воспоминание о библейской истории, и вместе с этим попытаться увидеть в себе то, что мешает первозданной гармонии мира и попытаться это по возможности исправить.
Но для начала нужно замедлиться, ведь в библейском повествовании о творении мира нет места спешке и суете, впрочем, нет им места и ни в каком ином состоянии, которое можно назвать гармоничным.