Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34, 44-56. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34,44-56

01 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

02 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.

03 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

04 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

05 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

06 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

07 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

08 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,

09 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,

14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;

15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;

16 итак, наказав Его, отпущу.

17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.

18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.

19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.

21 Но они кричали: распни, распни Его!

22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

24 И Пилат решил быть по прошению их,

25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,

29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,

51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,

52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова;

53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.

54 День тот был пятница, и наступала суббота.

55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;

56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

«Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Такая надпись находится на оригинальной раме картины, известной, пожалуй, каждому, кто учился в российской школе. Ведь произведение Василия Верещагина «Апофеоз войны» помещалось традиционно на форзаце школьного учебника. Верещагин, изобразив на холсте гору черепов, желал, на основании своих непростых путешествий по странам среднего востока (где то и дело случались войны) показать трагичность смерти как таковой.

Сегодняшнее евангельское чтение тоже говорит нам о смерти. Мы оказываемся свидетелями казни Христа на Голгофе. Её исполнителями становятся римские солдаты, действующие по приказу Понтия Пилата. Но за спинами воинов стоят иудейские вожди — инициаторы жестокой расправы. Строки апостола Луки буквально пропитаны горечью переживания смерти. Которая воспринимается в соответствии с библейской традицией. Не как освобождение от власти несовершенного тела (что соответствует больше философии Платона), но как утрата человеком дара жизни, полученного от самого Бога — источника бытия и гармонии.

Такое понимание жизни и смерти хорошо видно на примере ещё одного библейского эпизода, вспоминаемого на богослужении Великой Пятницы — дня особой церковной памяти казни Спасителя. Однажды Бог мистическим способом перенёс пророка Иезекииля в страшное место — долину смерти, до верху наполненную сухими костями. Господь спросил пророка — могут ли эти мёртвые останки ожить? Ответ был — конечно же, нет! Для ветхозаветного мышления смерть являлась необратимой трагедий. За порогом земной кончины человека ждали тоска и мучительный плен ада-шеола. Никто, однажды умерев, уже не мог уже вновь почувствовать радость жизни.

Но вот перед глазами Иезекиля происходит чудо. По слову Божьему сухие кости соединились, облеклись плотью и обрели дыхание жизни. Так ветхозаветный пророк понял, что у нашего мира, наполненного болью и страданиями, имеется надежда. И что действительно жизнь и смерть в полной мере находятся в руках Божиих.

Возвращаясь к Голгофской казни Христа, мы видим, как Господь уже не как бы со стороны участвует в противостоянии жизни и смерти, но становится в лице Иисуса Христа полноценным участником этого противостояния. И победа Спасителя состоит не в том, чтобы с высоты креста сокрушить Своих недругов, но в том, чтобы из глубины муки смертной просить для них прощения. Чтобы, приняв земную кончину, и дальше идти путем мёртвых, спуститься в адскую пучину, чтобы уже оттуда начать движение к небесной славе.

Сын Божий входит в состояние действительной, а не мнимой смерти. Но в этом ужасающем, противном Божественному величию событии мы одновременно удивительным образом ощущаем любовь Спасителя, Его единство с нами и, безусловно, надежду на грядущее избавление. В момент смерти Христа проявляется Его окончательная победа над смертью. Вот почему трагизм каждой человеческой кончины может быть преодолён тем, что Христос разделяет с нами эту участь.

Вспоминая событие Голгофской жертвы, мы призываемся Церковью к тому, чтобы помнить одну важную вещь. Во Христе уже состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. В Христовом смертном покое, во время которого происходит путешествие в адские глубины, мы можем ощутить желанную свободу от царствующего в нас и рядом с нами зла. Во Христе побеждена смерть, а вместе с ней исчезли и основания для страха, для постоянной борьбы за выживание. Уничтожен закон падшего мира, который был основан на самозащите, самоутверждении, на претензиях к другим.

Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отчей. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но воскресение Христа из мёртвых даёт нам удивительную надежду на то, что вслед за уже познанной реальностью Голгофской жертвы, для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти. Когда, по слову апостола Павла, будет Бог всё во всём.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!