Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42, 45-71; Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42,45-71

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62 И, выйдя вон, горько заплакал.

63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65 И много иных хулений произносили против Него.

66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1

01 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Масленица или иначе Сырная неделя — совершенно особенный период в церковном календаре, когда радостные гуляния, связанные с наступлением весны перемежаются со скорбными, практически великопостными песнопениями, звучащими во время богослужения. Евангельские отрывки, которые можно услышать во время Масленицы в православном храме, фактически повторяют те, что обычно прочитываются на Страстной неделе — предшествующей Пасхе и посвящённой воспоминаниям о страданиях Христа Спасителя.

Вот и сегодня мы с вами слышали грустное по содержанию чтение, где говорится о взятии Господа Иисуса под стражу. Но за этим как бы историческим фасадом скрывается важное размышление о том, насколько слаб бывает человек. Сначала апостол Лука рассказывает нам о том, как после Тайной вечери — последней совместной трапезы Христа с учениками — Спаситель отходит от апостолов, чтобы помолиться. При этом Он просит их бодрствовать, но, вернувшись, находит их спящими. Апостолы не видят и не понимают, какую скорбную муку претерпевает Христос, ожидая начала самого тяжёлого периода в Своём земном служении. И вот за Спасителем прибывает отряд иудейской стражи.

Перед нашими глазами предстаёт иная форма человеческой слабости. Проводником недругов Спасителя становится Иуда Искариотский — один из двенадцати апостолов. Он не только указывает страже, где искать Господа, но и обещает указать — Кого именно необходимо схватить в ночных сумерках. Иуда приветственно целует Христа и тем самым даёт воинам сигнал к аресту. Церковные песнопения говорят, что первостепенной причиной предательства стало сребролюбие. Но эта страсть не могла бы проникнуть в сердце Иуды, если бы он не утратил веры. Порочные желания овладели апостолом потому, что он давно уже внутренне отрёкся от Учителя.

Дальнейшее развитие событий показывает нам, насколько многогранной в печальном смысле может быть человеческая слабость. Сначала мы слышим о предательстве апостола Петра, который, казалось бы, только что размахивал мечом, защищая Христа, но через пару часов уже трижды прилюдно от Господа отрекается.

Видим мы, как при всей своей показной дерзости трусливо ведут себя первосвященники. С одной стороны, они добились своего — Спаситель арестован, над Ним идёт суд. С другой — иудейские служители боятся взять на себя ответственность за расправу, судорожно ищут, за что можно было бы отправить Иисуса на казнь.

За рамками чтения остаётся ещё один пример слабости. Понтий Пилат — представитель римской власти — тоже становится жертвой греховного страха. Прекрасно понимая, что Христос невиновен, Пилат, тем не менее, отправляет Его на казнь, испугавшись обвинений в симпатиях к еврейским революционерам и, соответственно, возможному бунту против цезаря.

Святая Церковь не просто так через богослужение в дни Масленицы говорит нам о человеческом непостоянстве, а также о сложном выборе между следованием правде Божией и потакательству греховному приспособленчеству. Тем самым Церковь готовит нас к наступлению Великого поста — периоду, который нельзя сводить исключительно к пищевому воздержанию. Ограничение в пище и развлечениях — только инструмент для испытания наших сокровенных чувств и стремлений.

Во-первых — готовы ли мы отказаться от вкусного и приятного ради Бога? А во-вторых — готовы ли мы те ресурсы, что образовались в результате отказа от вкусного и приятного, потратить на других. И тем самым выразить через любовь к людям свою любовь ко Христу? Великий пост не должен делать нас злыми и дёрганными от того, что мы голодны, лишены развлечений и теперь всех ненавидим. Всё должно обстоять иначе. Мы призваны быть радостными и собранными. А ещё и нацеленными на то, чтобы через воздержание, молитву и дела милосердия выйти на новый уровень осознанности в вере, отношений с Богом и тем самым постараться преодолеть слабости и страхи, способные привести нас к совершению непоправимых ошибок. От чего да сохранит нас Господь!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!