Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42,45-71
Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1
Масленица или иначе Сырная неделя — совершенно особенный период в церковном календаре, когда радостные гуляния, связанные с наступлением весны перемежаются со скорбными, практически великопостными песнопениями, звучащими во время богослужения. Евангельские отрывки, которые можно услышать во время Масленицы в православном храме, фактически повторяют те, что обычно прочитываются на Страстной неделе — предшествующей Пасхе и посвящённой воспоминаниям о страданиях Христа Спасителя.
Вот и сегодня мы с вами слышали грустное по содержанию чтение, где говорится о взятии Господа Иисуса под стражу. Но за этим как бы историческим фасадом скрывается важное размышление о том, насколько слаб бывает человек. Сначала апостол Лука рассказывает нам о том, как после Тайной вечери — последней совместной трапезы Христа с учениками — Спаситель отходит от апостолов, чтобы помолиться. При этом Он просит их бодрствовать, но, вернувшись, находит их спящими. Апостолы не видят и не понимают, какую скорбную муку претерпевает Христос, ожидая начала самого тяжёлого периода в Своём земном служении. И вот за Спасителем прибывает отряд иудейской стражи.
Перед нашими глазами предстаёт иная форма человеческой слабости. Проводником недругов Спасителя становится Иуда Искариотский — один из двенадцати апостолов. Он не только указывает страже, где искать Господа, но и обещает указать — Кого именно необходимо схватить в ночных сумерках. Иуда приветственно целует Христа и тем самым даёт воинам сигнал к аресту. Церковные песнопения говорят, что первостепенной причиной предательства стало сребролюбие. Но эта страсть не могла бы проникнуть в сердце Иуды, если бы он не утратил веры. Порочные желания овладели апостолом потому, что он давно уже внутренне отрёкся от Учителя.
Дальнейшее развитие событий показывает нам, насколько многогранной в печальном смысле может быть человеческая слабость. Сначала мы слышим о предательстве апостола Петра, который, казалось бы, только что размахивал мечом, защищая Христа, но через пару часов уже трижды прилюдно от Господа отрекается.
Видим мы, как при всей своей показной дерзости трусливо ведут себя первосвященники. С одной стороны, они добились своего — Спаситель арестован, над Ним идёт суд. С другой — иудейские служители боятся взять на себя ответственность за расправу, судорожно ищут, за что можно было бы отправить Иисуса на казнь.
За рамками чтения остаётся ещё один пример слабости. Понтий Пилат — представитель римской власти — тоже становится жертвой греховного страха. Прекрасно понимая, что Христос невиновен, Пилат, тем не менее, отправляет Его на казнь, испугавшись обвинений в симпатиях к еврейским революционерам и, соответственно, возможному бунту против цезаря.
Святая Церковь не просто так через богослужение в дни Масленицы говорит нам о человеческом непостоянстве, а также о сложном выборе между следованием правде Божией и потакательству греховному приспособленчеству. Тем самым Церковь готовит нас к наступлению Великого поста — периоду, который нельзя сводить исключительно к пищевому воздержанию. Ограничение в пище и развлечениях — только инструмент для испытания наших сокровенных чувств и стремлений.
Во-первых — готовы ли мы отказаться от вкусного и приятного ради Бога? А во-вторых — готовы ли мы те ресурсы, что образовались в результате отказа от вкусного и приятного, потратить на других. И тем самым выразить через любовь к людям свою любовь ко Христу? Великий пост не должен делать нас злыми и дёрганными от того, что мы голодны, лишены развлечений и теперь всех ненавидим. Всё должно обстоять иначе. Мы призваны быть радостными и собранными. А ещё и нацеленными на то, чтобы через воздержание, молитву и дела милосердия выйти на новый уровень осознанности в вере, отношений с Богом и тем самым постараться преодолеть слабости и страхи, способные привести нас к совершению непоправимых ошибок. От чего да сохранит нас Господь!