Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40
Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 7-39
Подчинён ли человек судьбе? Над этим вопросом размышляли многие богословы, философы и даже писатели. В том числе — Михаил Лермонтов, фактически сделавший судьбу сюжетным основанием своей повести «Фаталист», где сначала офицер Вулич опытно проверяет — настало ли для него время умереть, а затем другой герой — Печорин (чем-то напоминающий самого Лермонтова) — осознанно бросается под пули. Чтобы опытно понять — имеет ли он власть над фатумом? В итоге Вулич погибает, Печорин же остаётся жив. Но так и не может понять, обрёл ли он власть над судьбой.
Православное христианство имеет собственное представление о соотношении свободы отдельно взятого человека и тех явлений жизни, что окружают нас и подчас от нас совершенно не зависят. На языке богословия последнее — та самая объективная реальность во всей своей полноте и сложности — часто называется промыслом Божиим. Прозвучавшее евангельское чтение помогает нам понять, как воля Всевышнего соотносится с выбором, который мы делаем ежедневно. Причём, главным действующим лицом и в каком-то смысле испытателем баланса между свободой и промыслом Божиим становится сам Сын Божий — Иисус Христос.
Благодаря евангельскому повествованию мы становимся свидетелями последних дней земной жизни Спасителя. Апостол Лука начинает услышанное нами повествование с торжественного вхождения Христа в Иерусалим, а завершает — описанием прихода Иисуса вместе с учениками в Гефсиманский сад. Куда в скором времени должны прибыть Иуда вместе со слугами первосвященника, чтобы Спасителя арестовать.
В течение всего евангельского рассказа Христос постоянно оговаривается, что Ему предстоят горестные испытания. И вот Он оказывается на пороге их начала. Мог ли Спаситель избежать подобной для Себя участи? И да, и нет. Господь Иисус обладал и обладает всей полнотой Божественной и человеческой свободы. И мы явно ощущаем её (этой свободы) наличие, когда Христос молится во время Тайной вечери, последней трапезы с учениками, и накануне ареста в Гефсиманском саду. Сын Божий, безусловно, страшится смерти, желает её избежать, но, с другой стороны, всё же принимает уготованную Ему участь.
Возникает вопрос — уготованную кем и когда? Ответ мы можем найти на иконе Святой Троицы святого Андрея Рублева, где изображён, на самом деле, не библейский эпизод визита трёх таинственных Странников к праотцу Аврааму, а предвечный совет Святой Троицы, на котором принималось решение о спасении человечества через воплощение одного из трёх Божественных Лиц — Сына Божьего. Получается, что Христос ещё до Своего рождения на земле, вместе с Отцом и Святым Духом принял решение о том, чтобы прийти на землю и пострадать за грехи людей.
Кто-нибудь из слушателей обязательно скажет — но это же уникальный случай! Какое отношение пример Христа имеет к нам? Что мы можем понять и применить к нашей собственной жизни из того, о чём нам повествует Евангелие? На самом деле, многое. Господь Иисус — истинный Бог и истинный человек. В Нём мы видим совершенство нашего естества, обретающее всю полноту самореализации через свободное исполнение заповедей Божиих. Это означает, что мы не одинокие путники, не брошенные без попечения игрушки верховного Божества.
Промысл Господень в отношении каждого человека, безусловно, имеется и действует так, чтобы по слову апостола Павла, «все люди спаслись и достигли познания истины». Бывает, что для достижения указанной цели нам необходима поддержка и воодушевление. Но случается — Божественная педагогика применяет к нам средства вразумления. Не для того, чтобы отомстить за ошибки, а чтобы помочь повзрослеть. Таким образом, православное христианство чуждо какого-либо фатализма, но оно не признаёт и абсолютного суверенитета человека по отношению к Творцу, ведь Бог в христианском понимании — не суровый повелитель вселенной, а любящий Отец, который заботится о нас и бережно участвует в нашей жизни.