Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40; Глава 22, стихи 7-39. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40

29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,

30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;

31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

34 Они отвечали: он надобен Господу.

35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 7-39

07 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

08 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

09 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,

11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,

15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,

16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,

18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;

22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.

25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,

29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,

30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,

32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;

37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Подчинён ли человек судьбе? Над этим вопросом размышляли многие богословы, философы и даже писатели. В том числе — Михаил Лермонтов, фактически сделавший судьбу сюжетным основанием своей повести «Фаталист», где сначала офицер Вулич опытно проверяет — настало ли для него время умереть, а затем другой герой — Печорин (чем-то напоминающий самого Лермонтова) — осознанно бросается под пули. Чтобы опытно понять — имеет ли он власть над фатумом? В итоге Вулич погибает, Печорин же остаётся жив. Но так и не может понять, обрёл ли он власть над судьбой.

Православное христианство имеет собственное представление о соотношении свободы отдельно взятого человека и тех явлений жизни, что окружают нас и подчас от нас совершенно не зависят. На языке богословия последнее — та самая объективная реальность во всей своей полноте и сложности — часто называется промыслом Божиим. Прозвучавшее евангельское чтение помогает нам понять, как воля Всевышнего соотносится с выбором, который мы делаем ежедневно. Причём, главным действующим лицом и в каком-то смысле испытателем баланса между свободой и промыслом Божиим становится сам Сын Божий — Иисус Христос.

Благодаря евангельскому повествованию мы становимся свидетелями последних дней земной жизни Спасителя. Апостол Лука начинает услышанное нами повествование с торжественного вхождения Христа в Иерусалим, а завершает — описанием прихода Иисуса вместе с учениками в Гефсиманский сад. Куда в скором времени должны прибыть Иуда вместе со слугами первосвященника, чтобы Спасителя арестовать.

В течение всего евангельского рассказа Христос постоянно оговаривается, что Ему предстоят горестные испытания. И вот Он оказывается на пороге их начала. Мог ли Спаситель избежать подобной для Себя участи? И да, и нет. Господь Иисус обладал и обладает всей полнотой Божественной и человеческой свободы. И мы явно ощущаем её (этой свободы) наличие, когда Христос молится во время Тайной вечери, последней трапезы с учениками, и накануне ареста в Гефсиманском саду. Сын Божий, безусловно, страшится смерти, желает её избежать, но, с другой стороны, всё же принимает уготованную Ему участь.

Возникает вопрос — уготованную кем и когда? Ответ мы можем найти на иконе Святой Троицы святого Андрея Рублева, где изображён, на самом деле, не библейский эпизод визита трёх таинственных Странников к праотцу Аврааму, а предвечный совет Святой Троицы, на котором принималось решение о спасении человечества через воплощение одного из трёх Божественных Лиц — Сына Божьего. Получается, что Христос ещё до Своего рождения на земле, вместе с Отцом и Святым Духом принял решение о том, чтобы прийти на землю и пострадать за грехи людей.

Кто-нибудь из слушателей обязательно скажет — но это же уникальный случай! Какое отношение пример Христа имеет к нам? Что мы можем понять и применить к нашей собственной жизни из того, о чём нам повествует Евангелие? На самом деле, многое. Господь Иисус — истинный Бог и истинный человек. В Нём мы видим совершенство нашего естества, обретающее всю полноту самореализации через свободное исполнение заповедей Божиих. Это означает, что мы не одинокие путники, не брошенные без попечения игрушки верховного Божества.

Промысл Господень в отношении каждого человека, безусловно, имеется и действует так, чтобы по слову апостола Павла, «все люди спаслись и достигли познания истины». Бывает, что для достижения указанной цели нам необходима поддержка и воодушевление. Но случается — Божественная педагогика применяет к нам средства вразумления. Не для того, чтобы отомстить за ошибки, а чтобы помочь повзрослеть. Таким образом, православное христианство чуждо какого-либо фатализма, но оно не признаёт и абсолютного суверенитета человека по отношению к Творцу, ведь Бог в христианском понимании — не суровый повелитель вселенной, а любящий Отец, который заботится о нас и бережно участвует в нашей жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!