Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 31-46. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 31-46

Мф., 106 зач., XXV, 31-46 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Окружающий нас мир живёт по вполне ощутимым законам. Один из них — всеобщая энтропия. Иными словами, всё вокруг нас неумолимо стареет. И мы сами на уровне, как минимум, наших тел тоже, к сожалению, подвержены тлению. Однажды начав существовать, мы обязательно рано или поздно приблизимся к концу, окажемся лицом к лицу со смертью. Которая христианством, впрочем, воспринимается не как конец всего, а скорее, как переход. Трагический, вынужденный, но всё же переход — от жизни земной к иному формату существования. Какому и как? Вот об этом мы и поговорим.

Прозвучавшее евангельское чтение, как и в целом вся двадцать пятая глава Евангелия от Матфея, говорит нам о завершении пути как отдельно взятого человека, так и мира в целом. Из уст Господа Иисуса мы слышим описание Его Второго пришествия — события, на котором и через которое закончится существование привычной нам реальности. И, по слову апостола Павла, «мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся».

Православное предание часто называет Второе пришествие ещё и Страшным судом. В евангельском повествовании, впрочем, слово «суд» отсутствует. Вместо него в тексте оригинала мы находим понятие «кризис», имеющее скорее значение — «разделение», «разобщение». Господь Иисус, придя на землю повторно, разделит человечество на две части. Для описания этого процесса используется привычный для ближневосточных жителей образ пастуха, отделяющего овец от коз. Овцы в те времена считались более полезными и благородными животными.

Но суть не в этом. А в том, что, собственно, становится принципом разделения, которым и руководствуется Господь. Его (данный принцип) можно понять, прочитав притчи, предшествующие описанию Второго пришествия. Это две истории — о десяти девах и о талантах. В каждой из них говорится о неравнодушном, деятельном отношении человека к жизни и к тем способностям, которыми он наделён Богом.

Вчитавшись в упомянутые притчи, мы отчётливо понимаем, что Царство Небесное невозможно так сказать, взять штурмом в результате сиюминутного эмоционального порыва. Пребывания в Раю сподобятся только те, кто в результате вполне ощутимого, постоянного и терпеливого труда достигнет родственности со Христом. Вот он — принцип великого и страшного разделения в конце времён.

Христос прямо указывает, что перед каждым человеком существует только два варианта развития жизни. Либо ты деятельно любишь Бога и людей, либо ты не любишь никого. Господь — великий труженик, Он — абсолютное действие, вдохновенный Художник. Нас Он тоже призывает действовать. Реализовываться, проявлять себя, не поддаваться лени. Это касается и молитвы, и трудовой деятельности, и отношения к людям, любви к Богу.

Спаситель, вновь пришедший на землю, будет пристально вглядываться в лицо каждого человека, ища упомянутой схожести, желая увидеть родное для Себя лицо. Не в смысле национальности или определённых форм носа или глаз. А в смысле наличия или отсутствия на личности человека отпечатка деятельного милосердия — добродетели, роднящей нас с Богом. Вот почему Христос при описании Страшного суда делает акцент на вопрошании — помогли ли вы бедному, накормили ли голодного, навестили ли больного? Тем самым Господь Иисус указывает, что искреннее добро, адресованное человеку, как бы ретранслируется Богу. Не потому, что Он в этом добре нуждается, а для того, чтобы установилась связь родственности, которая только и может сделать нас частью народа Божьего, детьми Отца Небесного.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!