Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 1,5-8
Сегодняшний отрывок традиционно читается в дни памяти святых, которые имели дар исцеления различных человеческих болезней и недугов. Его главная мысль состоит в том, что ученики Христа призваны к тому, чтобы возвещать наступление новой жизни. О том же, что эта жизнь вполне реальна, должна свидетельствовать Божия сила, которая проявляется в их власти изгонять бесов и исцелять болезни. Обычно верующие эту мысль упускают, полагая, что страдание связано с самой сутью падшего мира, что оно нормально, естественно и даже полезно. На самом же деле Бог сотворил людей не для страдания, но для радости. Другое дело, что в падшем мире достичь подлинной радости, бывает непросто. И всё же, несмотря на самые разные обстоятельства жизни, важно помнить, что первая проповедь Иисуса Христа в синагоге города Назарета звучала очень радостно. Спаситель пришёл благовествовать нищим, исцелять сокрушённых сердцем и даровать слепым прозрение. При этом мы видим, что ко Христу приходят люди не только с духовными болезнями, к Нему несут самых настоящих больных, расслабленных, слепых, и Он исцелял их всех.
В сегодняшнем чтении мы слышим, что подобной же силой Он наделяет Своих учеников. Это было важно, ведь чем больше чудес видели люди, тем больше они понимали, что в лице Иисуса Бог действительно посетил Свой народ. Конечно, в жизни апостолов бывали случаи, когда они оказывались бессильны, например, перед одержимостью, но после Пятидесятницы, когда на них сошёл Дух Святой, облечённые силой свыше, они совершали множество чудес, о которых мы читаем в книге Деяний апостольских. Иногда при чтении возникает такое ощущение, что чудеса были даны с избытком, например, когда мы читаем о том, что исцеляла даже тень проходящего апостола. Услышав о таком, многие спрашивают: почему же подобных чудес не происходит сегодня? Почему бы христианам не прийти, например, в больницы и не излечить всех, кто там лежит. Нет, напротив, сами христиане ложатся в больницы и пользуются услугами врачей!
Отвечая на подобное недоумение, стоит, во-первых, подчеркнуть, что не только апостолы, но даже Сам Спаситель не стремился к тому, чтобы излечить всех, так как Его целью было спасение людей от греха и разлуки с Богом, а не от бытовых проблем. Чудеса, которые Он совершал, как и те, что совершали апостолы, были лишь свидетельством особенного Божьего присутствия.
Во-вторых, чудеса, несомненно, совершаются и сегодня. Бывает, люди приходят и просят молитв перед операцией, а потом операцию отменяют, потому что оказалось, что болезнь куда-то делась, бывает, прикладываются к мощам и отходят, выздоровев от многолетнего недуга. Такие случаи бывали и среди моих близких. Но не менее важно, что есть люди, в том числе и верующие, с которыми ничего подобного не происходило. А важно это потому, что чудо не может быть гарантировано. Бога нельзя обязать оказывать помощь. Можно только доверять Его воле.
Наконец, дело в том, что в каждом времени Бог являет свою силу по-своему. Как родитель, который держит ребёнка за руку, в определённое время отпускает её и ждёт от него самостоятельных движений, так Бог в определённые времена являет нам Себя особенным образом, в другое же рассчитывает на нашу самостоятельность. Но чего же Он может ждать от нас? Разве мы можем кого-нибудь исцелить? Конечно, среди верующих есть врачи, которые могут исцелить в обычном смысле слова, но есть и удивительные молитвенники, святые люди, вокруг которых совершаются настоящие чудеса. Но есть чудеса другого рода: великодушие, прощение, жертвенная любовь. Таких чудес Бог ждёт от каждого из нас.