Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32

Сегодняшнее чтение — одна из самых известных притч Иисуса Христа, которая в традиции называется притчей о блудном сыне. Впрочем, она настолько многогранна, что с успехом могла бы быть названа притчей о раскаявшемся сыне или в ещё большей степени притчей о милосердном и любящем отце. И всё же в этом акценте на блудное состояние сына есть свои причины. Чтобы их понять, надо посмотреть на эту притчу в контексте Евангельского повествования, с одной стороны, и в контексте богослужебного годового круга, с другой.
Итак, в контексте Евангелия важно вспомнить, что перед этой притчей Христос рассказывает две других, которые значительно меньше по объёму: одна о пастыре, который оставил 99 овец и отправился искать ту единственную, что заблудилась. Вторая притча о хозяйке, которая потеряла монету и перевернула всё вверх дном для того, чтобы её найти. Оба примера говорят о том, что Бог готов сделать многое для нашего спасения. Но в этом смысле притча о блудном сыне звучит совершенным диссонансом, ведь в ней отец не идёт ни в какую далёкую страну, но остаётся дома и только ждёт, не вернётся ли его младший сын. И если мы сравним эту притчу с двумя предыдущими, мы сможем заметить одну существенную разницу: в первых двух речь идёт о животном и о вещи, первое не обладает разумом, а второе ещё и волей, так что пастух и хозяйка могли, приложив усилия, вернуть себе то, что они искали. Но отец, который имеет дело с живым сыном, не сможет этого сделать без воли самого сына. Он может за ним поехать, может даже связать сына и силком вернуть его в свой дом... Он вернёт его себе физически, но он не вернёт себе его сердца, ведь своё сердце, то есть своё расположение и свою любовь сын может вернуть только сам.
Если же мы посмотрим на эту притчу в контексте богослужебного календаря, мы увидим, что она готовит нас к Великому посту. А ведь это время, в которое нам стоит по-новому посмотреть на наши отношения с Богом и ближними.
Обычно, когда мы общаемся с людьми, в своих реакциях и поступках мы лишь реагируем на другого. Мы говорим «я так поступил, потому что со мной так поступили, сказал, потому что мне так сказали». В отношениях с Богом мы тоже обычно говорим о других... Нам сделали, нам сказали... мы были вынуждены, мы оказалась в тех или иных условиях... Возможно, младший сын из притчи тоже мог сказать что-нибудь подобное: я ушёл, потому что отец мне не позволял жить так, как я хочу, старший брат давил на меня. Но называя эту притчу «притчей о блудном сыне» Церковь говорит человеку: «Послушай историю и постарайся увидеть в ней себя. Пойми, что ты бываешь неправ, что, поступая против Бога, ты уходишь из отчего дома. Он ждёт тебя, Он готов поддержать тебя, когда ты вернёшься. И при твоём возвращении Он обрадуется тебе и не будет пользоваться твоим чувством вины, чтобы обличать тебя снова и снова... Он даст тебе щедрые дары и примет тебя как сына, но Он не может вернуть тебя насильно, ты можешь вернуться только сам».