Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение — одна из самых известных притч Иисуса Христа, которая в традиции называется притчей о блудном сыне. Впрочем, она настолько многогранна, что с успехом могла бы быть названа притчей о раскаявшемся сыне или в ещё большей степени притчей о милосердном и любящем отце. И всё же в этом акценте на блудное состояние сына есть свои причины. Чтобы их понять, надо посмотреть на эту притчу в контексте Евангельского повествования, с одной стороны, и в контексте богослужебного годового круга, с другой.

Итак, в контексте Евангелия важно вспомнить, что перед этой притчей Христос рассказывает две других, которые значительно меньше по объёму: одна о пастыре, который оставил 99 овец и отправился искать ту единственную, что заблудилась. Вторая притча о хозяйке, которая потеряла монету и перевернула всё вверх дном для того, чтобы её найти. Оба примера говорят о том, что Бог готов сделать многое для нашего спасения. Но в этом смысле притча о блудном сыне звучит совершенным диссонансом, ведь в ней отец не идёт ни в какую далёкую страну, но остаётся дома и только ждёт, не вернётся ли его младший сын. И если мы сравним эту притчу с двумя предыдущими, мы сможем заметить одну существенную разницу: в первых двух речь идёт о животном и о вещи, первое не обладает разумом, а второе ещё и волей, так что пастух и хозяйка могли, приложив усилия, вернуть себе то, что они искали. Но отец, который имеет дело с живым сыном, не сможет этого сделать без воли самого сына. Он может за ним поехать, может даже связать сына и силком вернуть его в свой дом... Он вернёт его себе физически, но он не вернёт себе его сердца, ведь своё сердце, то есть своё расположение и свою любовь сын может вернуть только сам.

Если же мы посмотрим на эту притчу в контексте богослужебного календаря, мы увидим, что она готовит нас к Великому посту. А ведь это время, в которое нам стоит по-новому посмотреть на наши отношения с Богом и ближними.

Обычно, когда мы общаемся с людьми, в своих реакциях и поступках мы лишь реагируем на другого. Мы говорим «я так поступил, потому что со мной так поступили, сказал, потому что мне так сказали». В отношениях с Богом мы тоже обычно говорим о других... Нам сделали, нам сказали... мы были вынуждены, мы оказалась в тех или иных условиях... Возможно, младший сын из притчи тоже мог сказать что-нибудь подобное: я ушёл, потому что отец мне не позволял жить так, как я хочу, старший брат давил на меня. Но называя эту притчу «притчей о блудном сыне» Церковь говорит человеку: «Послушай историю и постарайся увидеть в ней себя. Пойми, что ты бываешь неправ, что, поступая против Бога, ты уходишь из отчего дома. Он ждёт тебя, Он готов поддержать тебя, когда ты вернёшься. И при твоём возвращении Он обрадуется тебе и не будет пользоваться твоим чувством вины, чтобы обличать тебя снова и снова... Он даст тебе щедрые дары и примет тебя как сына, но Он не может вернуть тебя насильно, ты можешь вернуться только сам».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!