Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 3-9. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 3-9

03 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.

04 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?

05 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.

06 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.

07 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.

08 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.

09 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Православная христианская традиция учит нас, что корень всех зол — это гордыня. Именно она является тем семенем из которого произрастают все наши страсти и пороки. Неслучайно гордыню называют сатанинским грехом. В предельной степени ею одержим некогда самый светлый и сильный ангел, которого сейчас мы называем дьявол. Именно она стала причиной его падения, и уже после он заразил этим недугом всё человечество. Что же такое гордыня?

Нередко нам кажется, что горделивый человек — это тот, кто ходит задрав нос и не обращает внимание на окружающих. Самих себя к гордецам мы не особо склонны причислять. Если и страдаем этой болезнью, то лишь в самой малой степени. Отчасти, причина того, что мы не видим этот порок у себя, кроется в языке. Дело в том, что «гордыня» — славянское слово. Есть в нём некий пафос возвышенного, не будничного. Для нас это явление из полумифической реальности. И поэтому образ самого себя как гордеца не особо приживается в нашем сознании. Горделивыми могут быть какие-то сверхсущества, полубоги-полулюди. Поэтому давайте немного заземлим это понятие. Всё станет на свои места, если представить себе гордыню в виде монетки, у которой есть две стороны. С одной — это эгоизм, с другой — это эгоцентризм. Говоря простым, бытовым языком, гордец — это эгоист и эгоцентрик. Эгоист — это тот, кто использует окружающих в своих целях, не проявляет к ним сочувствия и эмпатии. Эгоцентрик — тот, кто считает, что он — центр этого мира и всё вращается вокруг его персоны. Именно так гордыня проявляет себя на повседневном уровне. Гордец — маленький божок, который уверен, что сам управляет своей жизнью. Который знает как лучше для него самого и для окружающих.

Особое коварство этой болезни заключается в том, что она умеет ловко маскироваться под разные добродетели. Так, например, гордец может проявлять, как ему кажется, искреннюю заботу о своих ближних, не подозревая, что они устали от его любви, и единственное что им нужно, чтобы он оставил их в покое. Попробуйте, например, сказать матери, чтобы она перестала вмешиваться в семью своего сына и указывать невестке, как ей следует заботиться о муже и детях. Можно услышать массу возмущений по этому поводу. Ведь кто как не она призвана спасти молодую семью, научив их, как правильно жить, верить в Бога, заботиться о детях. Перед нами не что иное, как эгоизм и эгоцентризм, которые спекулируют добродетелью родительской заботы.

Вот и в сегодняшнем отрывке мы видим ту же самую гордыню, которая прикрывается добродетелью. Женщина принесла самое ценное и дорогое, что у неё есть Богу. Однако сразу же рядом нашлись люди, которые знают, как следует проявлять добродетель правильно. Сразу масса советов, подсказок и осуждения. И всё это под предлогом благочестия и доброжелательности. И проблема-то в том, что делали они это искренне. От всего сердца. Не понимая, что на самом деле оно одержимо горделивыми помыслами.

Одна из важных задач, которая стоит перед человеком, стремящимся вести духовную жизнь, научиться различать в себе подобные состояния. Видеть, когда в моих отношениях с Богом и людьми на первое место выступает моя больная, горделивая самость. А это происходит ровно в тот момент, когда я перестаю следить за собой и с лёгкостью даю оценку окружающим. С видом знатока ставлю диагноз духовному состоянию человека, указываю на его недостатки и недочёты в отношениях с Творцом. Постараемся избегать этих настроений. И в те моменты, когда они завладевают нами, будем обращаться к Богу в усердной молитве и приводить себе на ум одну древнюю истину: «единственное, что я знаю, так это то, что ничего не знаю». Ведь только одному Творцу открыто человеческое сердце и Он один видит подлинную ценность и смысл того, что происходит с нами и теми, кто нас окружает.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!