Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Фарисей, который пришёл помолиться в храме, не был злодеем. Он был порядочный человек, лучший представитель иудейского общества того времени, ревностный исполнитель нравственного закона, хранитель устава, который дал евреям ещё Моисей, а также поборник преданий старины. Можно говорить, что он был образцом благочестия, как его представляла еврейская религия на тот момент. Поэтому Господь не осуждает его. О нём говорится, что он пошёл домой оправданным. Ведь он во всём следовал уставным предписаниям закона.

Мытарь в этом смысле был его полной противоположностью. Он был сборщиком налогов в пользу Рима. Поэтому в глазах единоплеменников был предателем, который изменил не только своему народу, но и в каком-то смысле, вере своих отцов. Кроме того, работа налогового полицейского была сопряжена с разного рода махинациями. Мытари неплохо наживались на других людях. Обманывали их. Нередко обдирали как липку. Деньги у них водились, а вот с совестью нередко были проблемы. Поэтому наряду с блудницами, пьяницами и другими маргиналами они считались грешниками и нечестивцами. Почему же сборщик налогов оправдан больше, чем фарисей?

Человек, который достиг в жизни определённого успеха, нередко может слишком увлечься самим собой. Тем положительным образом себя, который он создал и который презентует окружающим. Здесь слишком большой риск впасть в заблуждение, что мир вращается вокруг тебя. Иными словами, добродетельность, нравственная безупречность, успешность в жизни могут стать благодатной почвой для элементарного эгоизма. При этом мы можем быть добрыми, внимательными, щедрыми, терпеливыми, скромными и даже в некоторых случаях самоотверженными. Одно другому не мешает. Ведь на миру и смерть красна. И вот в чём беда: чем больше в нас подобного самолюбования, тем меньше нам нужен Бог. Такой человек сам себе бог. Он сам знает, как рулить своей жизнью. Ведь неслучайно он очень многого достиг. А потому к Богу он обращается или в трудную минуту, или как фарисей, в те моменты, когда необходимо ещё раз подчеркнуть свою уникальность. Однако только попробуй задеть его самолюбие, и можешь увидеть его истинное лицо. Как только что-то идёт не по его представлениям, здесь и проявляется его подлинная сущность. Внезапно оказывается, что люди для него лишь средство, материал. Всё своё великодушие и добропорядочность он готов проявлять лишь тогда, когда все пляшут под его дудку. Вероятно, эти настроения в определённой степени присутствовали и в персонаже из притчи. Неслучайно говорится о том, что он пренебрежительно высказывается о мытаре. Больная самость возбуждает его высокомерие. Мытарь противен ему. Он возмущён самим фактом существования подобных людей.

И действительно. Мытарю нечем хвалиться. Как успешный член общества он не состоялся. Да что говорить, он проиграл свою жизнь. Провал во всех сферах. Он — пустое место. И люди не любят, и сам на себя не может смотреть в зеркало. Просто ничтожество. Но вот в чём парадокс. Именно таким людям и нужен Бог. Ведь им не на что больше надеяться. Не за что цепляться. В прошлом — мрак, впереди — пустота, в настоящем — боль. Более того, тот, кто находится в таком состоянии, не будет осуждать окружающих. Ведь тот, кто видит себя калекой, не превозносится над другими убогими. И вот из этой пустоты мытарь и молит Бога дать ему милость. Он ясно и чётко осознаёт, что никто, кроме Творца, ему не поможет. А Богу только этого и нужно. Это то состояние, когда в нас нет и капли больного эгоизма. А потому между Богом и нами нет никаких препятствий. Только так Он становится Хозяином нашей жизни, а мы готовы служить Ему и ближним искренне, бескорыстно, самоотверженно, бескомпромиссно, одним словом, до последнего, забывая себя. Поэтому Христос и говорит в Евангелии: «блаженны нищие духом», а в рай первым входит раскаявшийся разбойник, который на кресте обращался ко Спасителю точно с таким же сердечным сокрушением, как этот мытарь.

Неслучайно услышанное чтение звучит в один из воскресных дней, которые готовят нас к Великому посту. Так Церковь призывает нас сосредоточить свое внимание на главном. Господь при помощи этих двух образов напоминает нам, чтобы на своём пути к порядочности, нравственности и благочестию, которыми обладал фарисей, мы не забывали о главном. А именно — приобретали такое же сердечное расположение, как мытарь. Тогда наша духовная жизнь будет гармоничной и будет радовать нас самих, тех, кто нас окружает, и нашего Небесного Отца.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!