Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8

02 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

03 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

04 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

05 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

06 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

07 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

08 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Образ вдовы в библейских книгах — это традиционный образ бедного и беззащитного человека, причина появления такого образа понятна: в период формирования Священного Писания не существовало какой бы то ни было государственной социальной поддержки наиболее незащищённых граждан, а потому люди, которые по тем или иным причинам оставались без попечения со стороны мужчин трудоспособного возраста, оказывались за чертой бедности, им абсолютно неоткуда было ждать помощи, так повсеместно происходило с вдовами и сиротами. Понятно также и то, что вдов и сирот было довольно много, ведь древние государства регулярно вели военные действия, а потому мужчины попадали в зону риска, они далеко не всегда возвращались домой.

Любопытно, что при всей ярко выраженной социальной направленности Евангелия от Луки, в его тексте мы не найдём призывов что-либо менять на уровне государства, Евангелие предлагает своим читателям жить в сложившейся парадигме и думать не о том, как изменить внешние условия, а о том, как изменить себя. Так и в этой Христовой притче: с одной стороны, она посвящена образному раскрытию отношений человека и Бога, с другой — она затрагивает вопрос социальной несправедливости без какой-либо попытки эту несправедливость исправить, притча не призывает заменить судью, она предлагает от мыслей о несправедливом судье перейти к мысли о справедливом Боге.

В причте мы видим представителя государственной власти, судью, который, как это следует из исторического контекста произнесения притчи, был назначен римским государством, а не избран народом, и видим вдову, которая пытается добиться справедливости, и в конечном итоге она её добивается, она сумела с помощью своей феноменальной настойчивости победить нежелание судьи предпринимать какие-либо действия. Из этой истории Господь Иисус Христос делает вывод о том, что Бог вовсе не похож на бессердечного судью, Бог одинаково милостив и к бедным, и к богатым, Он не нуждается в том, чтобы Ему делали материальные подношения, Он не боится встать на сторону обиженного и не смущается тем, что такая позиция может испортить отношения с обидчиком. Бог выше всего этого, Он абсолютно свободен, Он милостив, и Он слышит все наши воздыхания, а потому обращение к Богу в молитве — это наилучший и кратчайший путь обретения блага. Вместе с этим, Бог даёт возможность исправиться тем, кто нуждается в исправлении, Бог медлит наказывать таких людей, именно это, по свидетельству Евангелия от Луки, помимо всеобщей поражённости грехом, является причиной социальной несправедливости, которая в конечном итоге будет побеждена силой Божией, если, конечно, люди смогут сохранить веру.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!