Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 46-52
Отрывок, который мы только что услышали, не отдельная история. Это последний эпизод в цепи целой серии событий. Двумя главами ранее евангелист Марк рассказывает нам, как Господь исцелил ещё одного слепца. Обстоятельства этих двух чудес разительно отличаются друг от друга.
Первое чудо произошло в Галилее в городке под названием Вифсаида. Второе — в Иудее в городе Иерихон. Это две противоположные точки еврейского государства. В Галилее Иисус проводил практически всё Своё время. А в Иудею ходил изредка, на праздник Пасхи, в Иерусалимский храм. На этом разница не заканчивается. Первое чудо совершается Христом наедине с больным, совершается в два этапа, словно через некое затруднение, а после исцеления Господь отсылает человека и запрещает ему говорить кому-либо о произошедшем. Чудо с Вартимеем совершается при стечении огромной толпы, оно описывается как действие, которое производит на слепца немедленный и поразительный эффект: он сразу же прозревает и следует за Христом. Очевидно, что эти два события противопоставлены друг другу.
На подобных контрастах построено и всё то, что происходит между этими двумя эпизодами. Так, например, Господь три раза предсказывает, что Ему предстоит пострадать и умереть. И каждый раз ученики не понимают, о чём Он говорит. Каждый раз они ведут себя так, будто они — слуги великого земного царя, который скоро придёт в столицу, займёт престол, а они станут при нём важными людьми. Поэтому в ответ на эти горькие предсказания они или прекословят Христу, как, например, Пётр, или спорят между собой, кто из них более важный, или как Иаков и Иоанн просят себе особых привилегий в царстве Мессии.
На этом противоположности не заканчиваются. Явно противопоставлены друг другу эпизод Преображения, где апостолы испытывают высочайший духовный опыт, и следующая за ним история бесноватого отрока, которого они не могут исцелить по своему неверию. Противопоставлены слова Христа о том, что в Царство Небесное войдут лишь те, кто приобретёт такую же беззаботность и простоту, какой обладают дети, и эпизод с богатым юношей, который не смог пойти за Спасителем, так как он был обременён большим богатством. Противопоставлены просьбы апостолов, которые настойчиво просят Иисуса дать им славы в Его Царстве, и история Вартимея, который умоляет об одном: «Сын Давидов, помилуй меня». Всё это создаёт впечатление, что ученики, хоть и ходят рядом со Спасителем, на самом деле слепы. Слепы духовно. Несмотря на то, что они рядом с Учителем, они всё никак не могут понять, о чём же Он им говорит.
Святые отцы, толкуя Евангелие, повторяли: в Библии нет ничего случайного. И даже расположение материала может скрывать в себе важную идею. И вот сегодня при помощи этих противоположных ситуаций евангелист Марк доносит до нас вполне определённую идею: лишь тот сможет следовать за Христом, кто поймёт, что путь ученика Спасителя — это не увеселительная прогулка. Это не путь к земным благам. Это постоянное отречение от своих эгоистических хотелок, постепенное осознание того, что участь последователя Христова — это самоотверженное служение Богу и окружающим. Одним словом, это крестный путь. Неслучайно Господь говорит: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Тот, кто приобрёл это понимание в своём сердце, способен просить у Бога лишь одного. Это то, что звучит сегодня из уст Вартимея: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй мя». В ответ на это состояние Спаситель и возвращает нам зрение, а вместе с ним душевный мир, покой и тихую радость Своей Пасхи.