Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 12-17
В только что прозвучавшем отрывке евангелист Матфей описывает начало проповеди Иисуса Христа. Начинается она с того, что Господь переселяется из Назарета, где Он провёл всю Свою юность, в Капернаум. Это город, который находился в области под названием Галилея. Об этой местности необходимо сказать отдельно. Галилея была самой северной частью Палестины и граничила с Сирией. Размеры её были очень невелики, и здесь всегда была очень высокая плотность населения, ведь Галилея была сказочно плодородна. Она славилась богатыми пастбищами, плодородные нивами, оливковыми рощами. Всё это привлекало сюда людей. Поэтому Спаситель начинает проповедь Евангелия именно здесь. Так Его могло услышать как можно больше народу. Но не только поэтому.
Дело в том, что жители Галилеи имели особый менталитет. В отличие от своих южных соседей, жителей Иудеи, которые были очень консервативны и отличались ультратрадиционалистскими настроениями, люди в Галилеи были открыты для новых идей. Они были терпимы и, как бы мы сейчас сказали, толерантны. Ведь со всех сторон их область была окружена языческими народностями. Их соседями были финикийцы, сирийцы и самаряне. Кроме того, через Галилею проходил величайший торговый путь из Дамаска в Египет и далее в Африку. Иудея в этом смысле была изолирована от большого мира. Да и история Галилеи наложила отпечаток на мироощущение её жителей. Изначально эту страну населяли потомки Неффалима и Завулона, двух из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Они не смогли выгнать с территории своих колен местных жителей, а потому с древнейших времен население здесь было смешанным: иудеи жили рядом с язычниками. Поэтому Галилея и называется языческой в том пророчестве, которое сегодня цитирует апостол Матфей.
Итак, история, географическое положение, природные качества местных жителей сделали Галилею тем местом, где проповедь Христа имела больше шансов быть не только услышанной, но и воспринятой. Именно поэтому во время Своей земной жизни Господь так любил эту землю, её жителей, и с такой неохотой шёл в Иудею, где Ему были совсем не рады и где Его в итоге и предали смерти.
Всё это напоминает нам об одной важной истине. Бог приходит в первую очередь к тому, кто готов Его услышать. А для этого необходимо иметь определённое расположение ума и сердца. Мы должны быть порой открыты тому, что может не соответствовать нашим представлениям о том, как Бог должен действовать в нашей жизни. Ведь Сам Он не может быть описан никакой системой норм и правил. Он всегда выше этого. А потому, когда встречаем на своём пути что-то подозрительное, непривычное, незнакомое, не будем торопиться отталкивать это от себя. Приглядимся. Прислушаемся. Вникнем. Может быть, даже доверимся и испытаем. И если всё это сделаем с мыслью о Боге, с надеждой на Него и верой в то, что Он ведёт нас по этой жизни, вполне вероятно получим опыт, в котором Господь откроется нам неожиданной, новой стороной, откроется таким, каким мы раньше Его не знали.