Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 29-34
У англичан есть поговорка: «Март приходит, как лев, а уходит, как агнец». Тем самым обозначается переломный характер данного месяца, когда зима отступает и приходит весеннее тепло. Под словом «агнец» подразумевается ягнёнок, беззащитный детёныш овцы — символ чистоты, кротости, незлобия. Понятие «агнец» в наши дни преимущественно можно услышать в произведениях высокого слога, а также в богослужебных и библейских произведениях.
В церковной традиции Агнцем с большой буквы принято именовать Господа Иисуса Христа. Вот и в прозвучавшем Евангелии мы, например, слышим слова пророка Иоанна Предтечи, обращённые как раз к Господу Иисусу: «вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». В данном случае имеется параллель между жертвенным служением Спасителя и ягнёнком, которого приносили в жертву в древнем Израиле в память об избавлении еврейского народа от египетского плена.
В ночь перед первой ветхозаветной Пасхой иудейские семьи получили от Бога указание — принести в жертву ягнёнка, затем запечь его и съесть мясо вместе с горькими травами. Кровью агнца необходимо было помазать косяки входных дверей, чтобы ангел смерти прошёл ночью мимо данного дома и не посетил его, забрав жизнь у мальчика-первенца. Упомянутые события стали пророческими в отношении земной жизни Христа Спасителя.
Господь, будучи совершенно безгрешным и чистым, приносится в жертву ради искупления рода человеческого. В то же время Он является единственным Сыном Божественного Отца, Его первенцем в самом возвышенном смысле. Бог пощадил еврейских первенцев в ночь ветхозаветной Пасхи, помиловал Он и Авраама, который должен был собственными руками заколоть единственного сына Исаака ради доказательства своей преданности Господу. Но Самого Себя Отец Небесный не щадит и отдаёт в жертву собственного любимого Сына, чтобы каждый верящий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную.
Агнцем в церковной традиции называется также центральная часть богослужебного хлеба — просфоры. Агничная часть просфоры освящается по молитвам Церкви на Литургии и становится Телом Христовым — Святым Причастием. В данном случае использование понятия «агнец» вновь указывает на жертвенный характер служения Спасителя, пришедшего в наш мир не для того, чтобы Ему служили и поклонялись, но, в первую очередь для того, чтобы послужить людям Самому.
Об этом в том числе говорит в сегодняшнем чтении пророк Иоанн Предтеча. Пережив удивительный опыт откровения, когда святой в момент крещения Иисуса увидел Духа Святого, сходящего на Христа в виде голубя, а также услышал голос Бога-Отца, Иоанн окончательно осознал, что миссия обещанного пророками Спасителя заключается не в установлении земного царства Израильского, а в приведении людей к святости Божией, в открытии для человека Рая Небесного.
Подобное до Рождества Христа было просто невозможным. Потому что ни один, даже самый великий праведник Ветхого Завета, не мог попасть в Царство Божие. Да — Енох и Илия были вознесены на небо, но только для того, чтобы обойти законы времени и однажды вновь прийти — чтобы свидетельствовать о Боге в конце времён. Спаситель же, пройдя путём смерти и воскресения из мёртвых, вознёсся на Небо вместе с человеческой природой, сделав её частью реальности Рая.
В лице Христа мы видим также, как меняется отношение Бога к человеку и человека к Богу. Если в Ветхом Завете Божество, несмотря на все стремления Господа показать, что Он есть Любовь, воспринималось как Нечто непознаваемое, ужасающее, то в богочеловеческом лице Иисуса из Назарета людям окончательно были явлены милосердие и любовь Творца. Так ветхозаветный Лев, действительно, окончательно превратился в новозаветного Агнца.