Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 1-15. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 1-15

01 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,

02 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

03 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

04 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

05 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;

06 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

07 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

08 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,

09 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:

11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;

14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

На рубеже 15-16 веков европейцы пережили самый настоящий слом сознания. Сначала в 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку. Двадцатью годами спустя экспедиция Магеллана опытно доказала, что Земля представляет собой не диск, но шар. Данные открытия существенно расширили горизонт человеческого миропонимания. Чего только стоило осознание того факта, что где-то за океаном находятся обширные территории и они заселены многими народами, история которых насчитывает века и даже тысячелетия.

Открытия Колумба и Магеллана побудили христиан под иным углом посмотреть на библейский текст. Так, например, под сомнением оказалось древнееврейское предание о количестве народов, сотворённых Богом. Долгое время их число определялось как 70. Намёк на подобное мы находим в ветхозаветных произведениях. Слышим мы цифру 70 и в сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки. Именно столько учеников в дополнение к 12 апостолам избирает Господь Иисус.

Чем же обусловлен такой, так сказать, набор новых последователей? Дело в том, что для древнееврейской культуры те или иные числа имели явное символическое значение. Например, 70 — цифра, обозначавшая собой полноту, завершённость. Данная логика по умолчанию переносилась на всё население земли. 70 народов для древних евреев вполне хватало, чтобы полностью заселить собой Землю. Речь в данном случае шла не о каком-то фактологическом соответствии, а скорее о символике.

Именно к ней и апеллирует Господь Иисус, избирая в помощь двенадцати апостолам ещё семьдесят учеников. Они отправляются проповедовать по самым разным городам исторической Палестины, но миссия их впоследствии оказывается шире — Евангельская весть предназначена для всех народов Земли. Новые апостолы путешествуют по двое. Что тоже соответствовало культурному коду той среды. Дело в том, что закон Моисея требовал для подкрепления слов человека иметь, как минимум, одного свидетеля.

Семьдесят апостолов получили от Христа возможность творить чудеса — совершать исцеления, изгонять злых духов. Однако полученная благодать не избавляла новых учеников от различных трудностей и препятствий на пути служения. Спаситель сразу уведомил учеников, что их ожидают самые разные испытания. Но все трудности, в конечном счёте, лишь укрепят веру апостолов, сделают их мудрее и самостоятельнее.

Следует указать на важные культурно-исторические детали. Христос не разрешает ученикам путешествовать с багажом, а также вести по-восточному длинные диалоги. Апостолы получают разрешение на то, чтобы пользоваться гостеприимством слушателей, но оставаться на одном месте дольше двух дней им было нельзя. Чтобы не приобрести репутацию нахлебников. Спаситель предупреждает учеников, что далеко не всегда их проповеди будут рады. В ряде мест Евангелие отвергнут, но данное обстоятельство окажется печальным проявлением свободной воли человека. Ведь в руках каждого из нас находится решение — принять или отвергнуть закон Божий.

Сегодняшнее чтение учит нас сразу нескольким вещам. Первая — что некоторые элементы евангельского текста нужно понимать символически, а не буквально. Напомню, что 70 — не конкретное указание на количество кого-то или чего-то, а специфическое для древнееврейской культуры обозначение полноты, целостности. Сквозь призму евангельского текста данное число говорит нам об обращённости евангельского учения всему миру, каждому народу.

Вторая вещь — Бог делегирует людям, принадлежащим к Церкви, право проповедовать Евангелие. С одной стороны, это большая ответственность. С другой — огромная радость. Радость — быть причастником дела Божьего. И, наконец, третье. Христианство — религия совершенной свободы. Господь Иисус во время земной жизни не использовал никакого принуждения, чтобы привлечь к Себе новых сторонников. Подход Божий не поменялся и сегодня. Но всё же наше решение — принять Евангелие или отвергнуть — будет иметь самые существенные последствия. Последствия, относящиеся к самому глубокому пониманию бытия и имеющие отношение как к земной жизни, так и к жизни вечной.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!