Евангелие от Луки, Глава 2, стихи 20-21,40-52
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о постепенном взрослении Иисуса и о том, как в двенадцатилетнем возрасте Он был с родителями на празднике в Иерусалиме. В силу привычности для нас этой темы мы не отдаём себе отчёта в том, насколько она была важна для упоминания перед лицом разного рода лжеучителей, отрицавших реальность воплощения. В отличие от языческих представлений о том, как боги являлись людям, христианам было важно показать, что Бог действительно стал человеком совершенно реально. Не создал себе некоторое эфемерное тело, не вошёл в чужое тело, но соединился с человеком в самый момент зачатия, сделав конкретное человеческое тело своим, соединив в Своём лице божественную и человеческую природы. Именно поэтому слова, которые мы сегодня буквально пробегаем глазами, в своё время были очень важны, ведь они говорили о процессах, которые были естественны для всех людей: ребёнок рос и укреплялся духом и исполнялся премудрости, то есть развивался самым естественным для человека образом.
Однако сюжет, посвящённый пребыванию Иисуса в Иерусалимском храме, несколько выбивается из этой логики как свидетельствующий о том, что отрок рос с полным пониманием того, кто Он и для чего пришёл. При первом прочтении этой истории поведение Иисуса может показаться отстранённым и даже жестоким по отношению к матери, которая вместе с Иосифом, по Её собственным словам, «с великой скорбью» искала Его три дня. «Зачем же ищете Меня, разве вы не знаете, что мне нужно пребывать в том, что принадлежит Отцу Моему», — отвечает ей отрок Иисус. И этот ответ может смутить, так как в нём совершенно не слышно сыновьего сострадания к матери, которая сбилась с ног в поисках единственного сына.
Но есть ли в Писании примеры того, как Бог показывает родителям истинное предназначение их детей? Да, и в первую очередь это история жертвоприношения Авраамом Исаака. Праотец, у которого в старости родился сын, воспринимал его как своего наследника в самом простом и житейском смысле слова. Но Бог дал ему сына не просто как наследника, которому он передаст своё имущество, свой социальный статус... Бог даёт Аврааму сына, как того, кому праотец передаст истину откровения и тот опыт богообщения, который был открыт ему самому. Исаак должен стать не просто главой рода, не просто уважаемым ближневосточным шейхом, он должен будет продолжить линию людей, которые согласились совершать дело Божие на земле. Было ли больно Аврааму, когда он шёл приносить в жертву сына своего Исаака? Неимоверно больно, как мы думаем. Расставаться со своими иллюзиями и планами всегда больно, но это необходимо, чтобы войти в пространство Божьей воли и реализовывать не свои, но Его планы.
Когда Мария три дня искала сына, она тоже испытывала боль. Ту самую боль, о которой её предупредил старец Симеон, сказавший, что оружие пройдёт и через Её собственную душу. Но иногда эмоции и опыт посылаются нам не из прошлого, а из будущего, ради того, чтобы мы в своё время поступили правильно. И в данном случае Её трехдневные переживания не были ли только отзвуком, отблеском тех переживаний, которые наполнят Её сердце на Голгофе.
Но почему случилась Голгофа? Потому что в ней, в страданиях, смерти и воскресении, заключалась воля Отца и возможность спасения людей от греховного плена и смерти. И если мы посмотрим на Евангельский текст под определённым углом зрения, мы увидим, что в жизни Иисуса Христа красной нитью прослеживается лишь одно стремление: пребывать в исполнении воли Отца, Который Его послал к людям. В этом контексте становится очевидным, что событие в иерусалимском храме — это этап подготовки материнского сердца к тому, что Тот, Кого Она воспринимала как Своего Сына, не проживёт обычную человеческую жизнь, не станет успешным в обычном человеческом смысле слова. Он соединит человеческую жизнь с жизнью божественной, Он будет пребывать в том, что принадлежит Его Небесному Отцу. Своим послушанием и жертвой Он вернёт человека Богу навсегда.