Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33
В сегодняшнем чтении мы слышим диалог Христа с первосвященниками и старейшинами, которые возмущены тем, что Он изгнал торговцев из храма и мешал существующему в нём порядку. Они были очень возмущены тем, что произошло, но побоявшись народа, не стали сразу открыто нападать на Него, а подошли и спросили: «Кто позволил Тебе так поступать? И откуда у Тебя такая власть?» Этот вопрос мог быть задан вполне искренне, потому что было трудно себе представить, что человек может действовать так смело, не получив никаких санкций от властей. Христос, как кажется, отвечает уклончиво и можно решить, что Он Своим отказом как будто бы выражает некоторое пренебрежение, как будто бы говорит им: «О чём с вами разговаривать если вы не можете ответить на элементарный вопрос»? Однако на самом деле Спаситель проявляет удивительную деликатность и не обличает их прилюдно. Он даёт ответ, который будет понятен их совести, ответ, который заставит её работать самостоятельно.
Почему это важно? Я не раз убеждался, что замечание, сделанное человеку публично, оскорбляет его и заставляет сопротивляться. Он начинает оспаривать его, выдумывать аргументы, даже тогда, когда понимает, что неправ. Из-за публичности обличения ему бывает трудно признать неправоту. Однако говоря непублично и как бы между прочим, мы как будто бы позволяем его совести рассказать ему самому о том, что он сделал не так. Конечно, ситуации бывают сложными, и иногда Спаситель не говорит ничего, а иногда, напротив, может объясниться только публично. Но в данном случае мы видим, что Он лишний раз не идёт на конфликт, позволяя первосвященникам и старейшинам самим решить, как ответить на вопрос об Иоанне Крестителе.
В данном случае Христос является для нас удивительным примером. Мы видим, как Господь уважает человеческую свободу и доверяет человеческому сердцу. Оно сказало первосвященникам и старейшинам больше, чем сказал бы любой человек, и услышали они его лучше, чем услышали бы самое громогласное обличение. Христос ни в чём их не обвиняет, но оставляет им свободу выбора, свободу ответа. Его отношение не гарантирует ничего, и они вольны закрыть свой внутренний слух от совестных обличений, но это уже будет на их ответственности.
К сожалению в нашей собственной жизни, общаясь с людьми, мы редко доверяем совести ближнего. Нам часто кажется, что мир настолько развратился, настолько потерял всякие рамки приличия, что делать замечание необходимо строго и однозначно, потому что иначе человек не узнает, что он неправ. Однако замечание нужно делать не для того, чтобы указать человеку его место или подчеркнуть его немощь... Совсем не для того, чтобы сделать явной его ошибку. Уж если и делать замечание, хотя это не всегда уместно, его надо делать только с одной целью: помочь человеку справиться с той нравственной бедой, в которую он попал. И только тогда, когда исцеление человека и достижение его подлинного благополучия станет нашей целью, Господь подскажет нам, что и как сказать, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему.