Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12

02 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

03 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

04 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

05 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

06 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

07 Посему оставит человек отца своего и мать

08 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

09 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

С одной стороны, Христос проповедовал в очень непохожей на нашу среде, и многие реалии того времени, того народа с его культурой навсегда останутся для нас загадкой, а потому нам бывает довольно непросто представить то, каким образом воспринимали слова Христа Его непосредственные слушатели, потому как восприятие любой информации напрямую связано с особенностями языка, культуры и запросов слушателей. Собственно, нечто подобное происходит и сегодня, среди нас самих: все мы очень по-разному воспринимаем слова Христа, а зависит эта разница от неисчислимого количества факторов. Если же говорить о современниках Христа, то иногда кажется, что это были совсем другие люди, с которыми у нас очень мало общего, но, конечно, есть и то, что нас, помимо принадлежности к роду человеческому, объединяет. Одним из объединяющих начал можно назвать отношение к браку. Мы привыкли, как и Христовы современники, что расторжение брака — дело если и не самое хорошее, то вполне допустимое, а среди наших родственников, друзей и знакомых есть масса людей, которые прошли эту процедуру, и, в общем-то, неплохо себя чувствуют. Более того, если верить статистике, то абсолютное большинство наших сограждан прекрасно знают, как выглядит государственное свидетельство о расторжении брака, и имеют такое свидетельство среди прочих своих документов.

Вроде бы, у нас для такого отношения к браку есть все основания, если не брать в расчёт банальное «не сошлись характерами», то существует масса иных, значительно более уважительных причин: насилие, химические зависимости, проблемы с психикой и так далее. Конечно, было бы крайне немилосердно говорить, что всё это необходимо во что бы то ни стало терпеть, и ссылаться при этом на книгу Бытия так, как ссылался на неё Христос. Но вместе со ссылкой Спаситель сделал очень важную оговорку тогда, когда говорил о причине, по которой Моисей дал позволение разводиться: «Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мк. 10:5). «Вашему» здесь со всей очевидностью относится не к конкретным людям, не к тем, кто пришёл с вопросом о разводе ко Христу, а вообще ко всем нам, то есть к человечеству.

Брак был установлен Богом как то, что не может быть разрушено, брак, по словам Христа, подобен телу человека, и человек не может без последствий расстаться с частью своего тела, да и само стремление сделать подобное свидетельствует о серьёзных внутренних проблемах человека, на которые нельзя не обращать внимание. Христос стремление к расторжению брака сводит к жестокосердию, и если вдуматься, то Он, конечно же, прав. В самом деле, все те внутрисемейные проблемы, которые в конечном итоге вынуждают людей решиться на этот шаг, имеют своё основание не во вне, а внутри человека, и если мы хотим, чтобы эпидемиями разводов осталась в прошлом, нам всем необходимо обратить внимание на самих себя, на своё сердце, на то, чтобы оно не было жестоким и чёрствым, чтобы каждый из нас умел выходить за пределы заботы лишь о себе, и чтобы мы умели видеть и понимать боль другого человека.

С одной стороны, Христос проповедовал в очень непохожей на нашу среде, и многие реалии того времени, того народа с его культурой навсегда останутся для нас загадкой, а потому нам бывает довольно непросто представить то, каким образом воспринимали слова Христа Его непосредственные слушатели, потому как восприятие любой информации напрямую связано с особенностями языка, культуры и запросов слушателей. Собственно, нечто подобное происходит и сегодня, среди нас самих: все мы очень по-разному воспринимаем слова Христа, а зависит эта разница от неисчислимого количества факторов. Если же говорить о современниках Христа, то иногда кажется, что это были совсем другие люди, с которыми у нас очень мало общего, но, конечно, есть и то, что нас, помимо принадлежности к роду человеческому, объединяет. Одним из объединяющих начал можно назвать отношение к браку. Мы привыкли, как и Христовы современники, что расторжение брака — дело если и не самое хорошее, то вполне допустимое, а среди наших родственников, друзей и знакомых есть масса людей, которые прошли эту процедуру, и, в общем-то, неплохо себя чувствуют. Более того, если верить статистике, то абсолютное большинство наших сограждан прекрасно знают, как выглядит государственное свидетельство о расторжении брака, и имеют такое свидетельство среди прочих своих документов.

Вроде бы, у нас для такого отношения к браку есть все основания, если не брать в расчёт банальное «не сошлись характерами», то существует масса иных, значительно более уважительных причин: насилие, химические зависимости, проблемы с психикой и так далее. Конечно, было бы крайне немилосердно говорить, что всё это необходимо во что бы то ни стало терпеть, и ссылаться при этом на книгу Бытия так, как ссылался на неё Христос. Но вместе со ссылкой Спаситель сделал очень важную оговорку тогда, когда говорил о причине, по которой Моисей дал позволение разводиться: «Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мк. 10:5). «Вашему» здесь со всей очевидностью относится не к конкретным людям, не к тем, кто пришёл с вопросом о разводе ко Христу, а вообще ко всем нам, то есть к человечеству.

Брак был установлен Богом как то, что не может быть разрушено, брак, по словам Христа, подобен телу человека, и человек не может без последствий расстаться с частью своего тела, да и само стремление сделать подобное свидетельствует о серьёзных внутренних проблемах человека, на которые нельзя не обращать внимание. Христос стремление к расторжению брака сводит к жестокосердию, и если вдуматься, то Он, конечно же, прав. В самом деле, все те внутрисемейные проблемы, которые в конечном итоге вынуждают людей решиться на этот шаг, имеют своё основание не во вне, а внутри человека, и если мы хотим, чтобы эпидемиями разводов осталась в прошлом, нам всем необходимо обратить внимание на самих себя, на своё сердце, на то, чтобы оно не было жестоким и чёрствым, чтобы каждый из нас умел выходить за пределы заботы лишь о себе, и чтобы мы умели видеть и понимать боль другого человека.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок…

17.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

This website uses cookies.