Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 1-11. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 1-11

01 Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

02 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

03 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

04 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

05 При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

06 И не могли отвечать Ему на это.

07 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:

08 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,

09 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,

11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Притча, которую сегодня рассказал Христос, посвящена теме смирения. Нередко это слово понимается нами неверно. В нашем сознании смирение — это то же самое, что и пассивная бездеятельность. Смиренный нередко воспринимается нами как человек безынициативный и даже бесхребетный. Его можно мять, как пластилин, делать с ним всё, что хочешь, а он всё вытерпит, потому что просто не может дать сдачи. Нет у него на это сил. Однако этот бытовой образ смирения входит в резкое противоречие с евангельским. Мы говорим, что образец смирения нам дал Христос. Но Его-то вряд ли можно назвать пассивным, слабым и бессильным. В первом эпизоде только что прозвучавшего отрывка Он на глазах Своих недругов совершает чудо. Совершает его в субботу. В день покоя. Народная традиция благочестия, которая включала в себя в том числе и предрассудки, запрещала это делать. Однако Христос демонстрирует, что Он пришёл установить новый порядок. Ведь Он Бог, а Бог знает, как надо. Одним словом, смиренный Спаситель проявляет мужество, твёрдость, смелость и независимость, качества, которым позавидовали бы многие. Итак, что же такое смирение и кто такой смиренный человек?

Замечательные пояснения даёт само слово «смирение». В современном русском языке его корнем является «мир». Смиренный — тот, кто имеет мир в душе. Тот, кто обладает сердечным безмятежием и хранит душевное равновесие во всякой ситуации. Это состояние не имеет ничего общего с равнодушием и безразличием, о котором учили, например, стоики. Христианский душевный мир и покой — это сочетание таких добродетелей, как любовь, радость, терпение, доброта, благость, верность, кротость и самообладание. Всё это результат действия на душу человека божественной благодати. Представьте, даже когда он подвергается каким-то нападкам со стороны, этот мир не покидает его, но позволяет мужественно и смиренно, то есть, с миром в душе, всё это перенести.

Но есть и другой оттенок у слова смирение. Он становится очевидным, если мы обратимся к его истории. В славянском языке слово «смирение» имеет корень «мера». Смиренный — тот, кто знает свою меру. Видит границы своих возможностей и не переступает их. Тот, кто осознаёт, что в конечном счете, как говорил Христос, мы не в силах «прибавить себе росту хотя бы на один локоть», не в силах самостоятельно ни одного «волоса сделать белым или чёрным». Тот, кто осознаёт, что истинный владыка нашей жизни — это Бог. И каждое мгновение именно Ему следует препоручать свою жизнь, если хочешь пройти этот путь достойно и с наименьшими потерями.

Причта, которую рассказывает Господь во второй части отрывка, — это практическая рекомендация, как эти границы нащупать опытным путём. Универсальный алгоритм таков: в любой ситуации, в какой бы ты не оказался, исполняй то, что можешь и должен по максимуму, на пределе своих возможностей. Однако при этом, даже если тебе есть чем действительно похвалиться, ничего не приписывай себе. Именно об этом слова Господа: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». Иными словами, лучше займи последнее место, то есть забудь об успехе, отдай его Богу. Со временем сама жизнь вытолкнет тебя на свет. Бог покажет окружающим, кто ты есть на самом деле и чего ты действительно стоишь. А стоишь ты именно того, что делаешь в границах своих возможностей, не выходя за свои пределы. И именно в таком качестве ты нужен людям, потому что именно так через тебя совершается воля Бога. Именно таков ты в замысле Творца.

Постараемся и мы каждый день следовать этой простой рекомендации Спасителя. Чтобы наши ноги стояли не на зыбком основании фантазий о самих себе, не на основании тех иллюзорных представлений, которые имеют о нас окружающие люди, но на твёрдом фундаменте того, кто мы есть на самом деле. Лишь в том случае, если мы будем ясно видеть свою меру, свои границы и действовать в их пространстве, не претендуя при этом на многое, Бог Сам решит, когда пересадить нас на место повыше, а вместе с этим даст нашим душам мир и покой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!