Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 10-16. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 10-16

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Жажда справедливости — одно из самых благородных чувств, которым может руководствоваться человек в своей жизни. Образ борца за свободу и права людей всегда привлекает. Да и в самой Библии мы нередко встречаем призывы к социальной правде. Особенно громко звучат они из уст древнееврейских пророков, которые обращаются к своим соотечественникам, погрязшим в разного рода беззакониях: притеснении бедных, взяточничестве, несправедливом суде и других подлостях. В отрывке, который мы только что услышали, Господь открывает нам нечто важное о нашем желании привести в порядок окружающую нас действительность.

В то время, когда жил Христос, главным нервом всей религиозной жизни евреев было ожидание Мессии. Согласно иудейским преданиям Его пришествие должно быть приготовлено приходом пророка Илии. Почему именно Илии? Дело в том, что Мессия в их сознании должен быть сильным, могущественным правителем. Его правление принесёт безопасность, мир и справедливость на землю. Он наведёт порядок во всех сферах жизни общества, а также в отношениях между людьми. Не будет больше слабых и угнетённых. Во всём будет гармония. Это будет царство правды. Соответственно и ближайшие слуги Мессии должны быть борцами за справедливость. Образ Илии идеально подходил для этого. Это был один из самых почитаемых пророков ветхозаветной традиции. Он совмещал в себе пламенную веру древних патриархов и железный характер выдающихся полководцев. Эпизоды из его жизни являются тому прекрасным свидетельством. Так, во время массового отступления евреев от Бога именно Илия обличил нечестивого царя, победил в соревновании языческих жрецов и собственноручно умертвил многих из них. Он был символом праведного гнева, суда и возмездия. Меч в руках Бога. Поэтому кто как не Илия должен приготовить триумфальное наступление мессианского царства, во время которого Палестина будет очищена от языческой скверны римских оккупантов и правда восторжествует!

Однако Господь говорит Своим ученикам вещи, которые переворачивают все их представления о царстве Мессии. Оказывается, Он пришёл не ради того, чтобы восстановить социальную справедливость, но ради того, чтобы пролить Свою кровь на кресте. То есть позволить совершиться самой вопиющей из когда-либо происходивших несправедливостей. Да и слуга Его, грозный Илия, уже пришёл, но остался незамеченным. Речь идёт об Иоанне Крестителе, который призывал не к разного рода общественным и политическим реформам, но к покаянию. То есть побуждал не к преобразованию окружающей действительности, а к изменению собственного ума и сердца.

Трудно было апостолам всё это понять. Осознать и принять это новое откровение они смогли уже много позже. Только после распятия и воскресения. Лишь тогда они ощутили, что подлинная сила, которую принёс людям Христос, заключается не в том, что человек сможет теперь упразднить беззаконие в окружающем его мире. А в том, чтобы несмотря на происходящее вокруг безобразие, он мог сам оставаться человеком. Теперь у него есть власть во всём этом хаосе неправды раскрывать царство правды в своём сердце. Власть обретать душевный мир и покой в самых неблагоприятных для этого условиях.

Вот главный акцент, который ставит Евангелие, когда речь идёт о справедливости. Христос не запрещает бороться с хаосом вокруг нас. Но предупреждает, что не стоит ждать от мира радикальных изменений. Сражаться с неправдой — дело похвальное. Однако всегда есть огромная опасность, что, восстанавливая правду, человек может потерять себя. В этой борьбе он рискует сам очерстветь, озлобиться, запачкать свои руки кровью злодеев и в итоге породить если не большее зло, то подобное тому, с которым сражался. Зло в своей душе. Однако подобного никогда не произойдёт с тем, кто вслед за Спасителем, идёт не путём сражения со злодеями, но путём милости, прощения и любви. Это, безусловно, сложнее, ведь это путь крестной жертвы. Однако именно он приводит к подлинному преображению нашего внутреннего мира. Именно этот путь наполняет нас светом Пасхи, даёт сердцу мир и покой. А потому, когда внешние обстоятельства, побуждают нас добиваться правды, крепко задумаемся, что мы на самом деле хотим? Хотим вступить в сражение, отстоять справедливость и оказаться правыми, или всё же отпустить, простить, сохранить ради Христа мир и просто быть счастливыми от наполняющей нас божественной благодати?

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!