Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 11-21
Только что прозвучавший отрывок содержит в себе два эпизода, которые тесным образом связаны друг с другом. В первом фарисеи требуют, чтобы Христос сотворил для них какое-то чудо. Зачем? Так они хотели удостовериться, что Он тот, за кого Себя выдаёт. Ведь Мессия, по их представлениям, должен был совершить ряд знамений, когда придёт. Одним из первых Он должен был повторить то, что некогда совершил Моисей, — свести манну с неба. Однако Господь отвечает им отказом.
Вслед за этим следует эпизод беседы с учениками в лодке. Христос предостерегает апостолов, чтобы они боялись закваски фарисейской, то есть боялись оказаться в том же состоянии, что и религиозные лидеры евреев. Однако ученики не понимают Его слов. Они думают, что Господь напоминает им, что нужно было взять с собой в дорогу больше хлеба. Ведь того, что есть у них, недостаточно. Тогда Спаситель укоряет их в жестокосердии.
Что же общего между этими двумя ситуациями? Как фарисеи, так и апостолы не видят, и не осознают, Кто перед Ними. Ведь только недавно Он дважды чудесным образом накормил огромную толпу народа несколькими рыбками и хлебами. То есть буквально свёл манну с неба, как Моисей. Но даже это не помогло. Фарисеи так и остались в своей злобе, а апостолы не укрепились в своей вере. Почему? Сердечное окаменение — так отвечает на этот вопрос Сам Спаситель. Оно проявляется в том, что как у фарисеев, так и у апостолов были свои представления о том, как должен действовать Мессия. И Господь не вписывался в эти представления.
Это касается напрямую и нас. Несмотря на то, что мы, в отличие от фарисеев, верим в Спасителя и называемся Его учениками, подобно апостолам мы нередко страдаем от маловерия и не можем увидеть того, как Он действует в нашей жизни. Не ощущаем Его поддержки. Мы всегда ждём, что Бог будет действовать так, как мы того ожидаем. А потому мы всё ждём весточки от Бога, а её всё нет и нет.
Как же увидеть Его? Можно просить об этом. Боже, откройся мне по-новому. То есть, откройся в тех ситуациях и через тех людей, где я никак раньше не ожидал Тебя встретить. Но одной только молитвы мало. Ведь Евангелие оно не об одной молитве к Богу, оно ещё и про действия по отношению к людям. А потому всякая наша молитва должна сопровождаться поступком. Господь учит жертвенной любви. Но как её проявить? Вот самый наглядный и понятный пример. Вспомни человека, с которым у тебя в жизни был самый тяжёлый конфликт, человека, который принёс тебе самую сильную боль, найди подходящий момент и с молитвой Богу и ради Христа и Его Евангелия, шагни к нему навстречу. Признай честно сначала перед самим собой, а потом и перед своим обидчиком свою неправоту. Даже если ты неправ всего лишь на одну сотую процента, а твой противник на 99 и девять сотых, всё равно тебе есть о чём сказать. И, возможно, если и не произойдёт примирения, то чудо точно случится в твоей душе. Многие сочтут такие действия безумием. Но именно об этом и предупреждает апостол Павел, когда говорит: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Такое безумие убивает наше больное самолюбие и зацикленность на себе, оно размягчает наше сердце, которое становится раз за разом всё более духовно восприимчивым. Я выхожу навстречу людям, и Бог мгновенно мне отвечает. Он находит меня там, где я совершенно не ожидаю Его встретить.