Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29
18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
Как часто слышишь этот вопрос, который сегодня прозвучал в Евангелии: Господи! Неужели мало спасающихся? В ответ Спаситель приводит образ тесных врат, в которые захотят войти многие — но уже не смогут. Господь призывает слушателей «подвизаться» — в греческом использован глагол «αγωνίζομαι» — участвовать в спортивном состязании, бороться, стремиться делать что-либо с большим рвением и усилием, на грани возможного. Агония — последняя схватка на краю смерти — однокоренное слово. Я специально несколько заострю фразу, чтобы её смысл стал понятнее: чтобы войти в жизнь вечную, надо «агонировать» ещё при жизни.
Соглашусь, что звучит непривычно, неприятно, даже жестоко. Мы всё же хотим жить — полноценно — а не «агонировать». Но вот в чём парадокс: настоящая жизнь начинается, только когда мы свободно и сознательно впускаем в неё смерть и смертность как таковую.
Поясню на образе свечи. Пока свеча лежит на полке — она вроде бы есть — и в то же самое время от неё нет никакой пользы. Она — всего лишь предмет. Но стоит свечу зажечь — то есть запустить процесс её умирания — она начнёт полноценно жить, реализовывать себя именно как свеча, а не как какой-то предмет. Горящая свеча — одновременно и «живущая», и «умирающая». Точнее говоря, она «живёт» об своё «умирание», благодаря «умиранию».
Тесные врата — это образ смерти, которую надо вовремя успеть впустить в свою жизнь. И впустить не столько на уровне теории — мол, когда-то все мы умрём и это и есть заповеданная нам «память смертная». Со смертностью надо согласиться сущностно, принять её как проявление непостижимого нами действия Божественного промысла, Его заботы о сотворённом бытии. Смерть только в отношение человека — предосудительна, потому что он был сотворён для вечной жизни: но во всём остальном бытии смертность — абсолютное условие жизни. Если у клетки живого организма вдруг прекратится апоптоз — управляемое умирание клетки — всё превратится в одну сплошную раковую опухоль, где клетки снова и снова делятся — и не собираются умирать — и через это полностью уничтожают, выедают изнутри, весь организм. В здоровом организме ежедневно умирает 50 — 70 миллиардов клеток — представьте себе, что произошло бы, если они вдруг перестали умирать?..
Смысл образа тесных врат — ограничение, оформление жизни рамкой смерти. Жизнь обязательно должна быть постоянно «ущемляема» смертностью — и только тогда она раскрывается во всей своей полноте. Так же, как поэт постоянно «ущемляет» свою речь, чтобы предельно повысить «плотность» своего стиха и максимально его «заострить» — так и христианин «уплотняет» и «заостряет» свою жизнь через разные духовные инструменты — взнуздывание телесных потребностей, самоограничение, воздержание, пост, принуждение себя к перенесению телесного и душевного дискомфорта. Всё это и есть то самое заповеданное Спасителем «подвизание», «агонирование» — только следуя которому и можно надеяться, что мы сможем войти в жизнь вечную!..