Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23
Заповеди блаженства, которые мы сейчас слушали, звучат как парадоксы. Но куда больший парадокс — сама ситуация, в которой они произносятся.
Итак, толпы народа буквально преследуют Иисуса. К Нему устремляются люди — но какие это люди? Все — с проблемами. Многие — с неразрешимыми. Фактически, они видят в Иисусе едва ли не единственный шанс освободиться от того, что делает их — внимание! — нищими духом, алчущими, плачущими, презираемыми, гонимыми. И парадокс в том, что с одной стороны, Иисус действительно исцеляет, избавляет этих людей от их проблем — с другой, утверждает, что именно наличие всех этих проблем в жизни и готовит людей к достойному вхождению в Царство Небесное! Как так может быть?..
Перед нами — очень интересное проявление подлинной Отеческой любви. Я думаю, любой родитель иногда оказывался в ситуации, когда надо было суметь совместить несовместимое — например, помочь ребёнку выполнить домашнее задание, на котором он застрял, — и одновременно не подменить его труд и усердие по решению задачи. Если внимательно всмотреться в те чудесные проявления Божественной милости в нашей жизни, нетрудно заметить: они — не «опорные точки», не фундамент, на котором и стоит наше благобытие. Чудесное вхождение Божьего Промысла в нашу жизнь — это прежде всего знаки подтверждения того, что Он — рядом, Он — никуда не исчез в сложное, кризисное время — но при этом Он хочет, чтобы мы научились обращать себе во благо сложности — а не малодушно сбегать от них или рассчитывать снова и снова на чудесное избавление.
Вот почему поведение Спасителя — парадоксально: Он-то прекрасно понимает, что все воскрешённые Им — всё равно умрут: и четверодневный Лазарь, и дочь Иаира, и сын Наинской вдовы. Также и все исцелённые Им тоже когда-то снова заболеют — и тоже умрут. Но имея опыт прикосновения к Христовой любви и Его силе — все эти будущие горести люди уже будут переносить совершенно иначе: вера в Спасителя удержит их от отчаяния и ропота; каким бы ни было горьким это лекарство жизни — они будут принимать его до последней капли, памятуя руки и глаза некогда их Исцелившего.
Вот почему, читая святых отцов, мы нечасто встречаем упоминания о чудесах. И причина здесь — не в патологической «чудобоязни», а в глубочайшем, трепетном уважении к жизни Божьего мира — и заботе о том, чтобы научиться выполнять Заповеди Христовы своими, человеческими силами — а не каким-то сверхъестественным образом!..