Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 45-48
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о том, как Христос изгоняет торговцев из храма. История эта довольно яркая и поэтому известна даже тем, кто не читал Священного Писания. При этом в нашем восприятии она давно превратилась в лубок, который лишён той напряженности, которая очевидно присутствовала в реальной жизни. Помню, в детстве и юности несколько раз я был свидетелем того, как охранник выводил из храма людей, которые начинали плохо себя вести. Я отчётливо помню то чувство, которое мною овладевало, — это была не злоба, не раздражение, но горечь и жалость от того, что так приходится поступать охраннику. У нас же есть стойкое ощущение, что храм — это место для всех, кто хочет прийти к Богу. В него может зайти даже не христианин, как когда-то зашла княгиня Ольга, бывшая ещё язычницей. Бог открыт ко всем, кто в Нём заинтересован, кто Его ищет. Он готов услышать каждого, кто к Нему обращается. И когда человека приходится выводить из храма — в этом всегда ощущается что-то неправильное. И даже, когда формально все понимают, что иначе никак невозможно, есть ощущение печали от происходящего.
И вот в сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос изгоняет людей из храма. Причём и продающих, то есть тех, кто дал повод воспринимать храм как место торговли, так и покупающих, то есть тех, кто его именно так воспринял. Спаситель не произносит горячей проповеди, которая убедила бы их выйти из храма самостоятельно, не просит их о том, чтобы они вели себя по-другому... Христос знает, что бывают ситуации, когда человек оказывается во власти нравственного дурмана и не понимает, что погибает, и тогда отрезвить его может только шок...
Посмотрим на положение продающих и покупающих. Первые делали это с разрешения первосвященника, храмовой стражи и всех тех, кто имел право на то, чтобы разрешить эту торговлю. Верующим, которые приходили издалека, были нужны животные для того, чтобы принести жертву, и храмовые сотрудники были готовы им в этом помочь. Люди приходили в уже организованную зону торговли и совесть их была спокойна, ведь всё это было официально и внешне законно. Но в итоге, казалось бы, благое намерение привело их к тому, что все они стали участниками беззакония. И хотя первосвященники не могли этого не понимать и явно пошли на сделку с совестью, ответственны были все и в первую очередь те, кто участвовал в происходившем. Мало ли в каком обществе ты живёшь и что позволено твоими законами и даже твоим собственным начальством... важно то, что делаешь ты лично.
Бог, как уже было сказано, открыт для всех, но оказывается, что существует опасность прийти к Нему только внешним образом. Внешним образом быть близким к Нему, но по сути совершать вещи, противоречащие Его воле. Люди настолько нравственно заблудились, что не видели ничего страшного в том, чтобы превратить храм в вертеп разбойников, и были из этого храма изгнаны. Не только ради вразумления самих беззаконников, но и ради людей, которые страдали от их поведения. Грустил ли об этом Христос? Он не просто грустил — за несколько стихов до этого эпизода евангелист Лука пишет о том, что Спаситель плачет, размышляя о судьбе Иерусалима. И всё же никто не лишен надежды, ведь Христос идёт для того, чтобы умереть на кресте, воскреснуть и призвать всех к вечной жизни.