Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 16-21
То, что сделал богатый человек из Христовой притчи, — мечта очень многих людей. Почти всем нам хочется, чтобы у нас не было никаких вынужденных забот о материальном, чтобы можно было работать не из-за денег, а ради удовольствия, чтобы можно было не считать каждую копейку, чтобы вообще никак себя в этом смысле не ограничивать, но такая жизнь — удел очень немногих, большинство же живёт, непрестанно ощущая на себе наложенное Богом на Адама и Еву с их потомством проклятье, то есть добывает себе пропитание «в поте лица» своего (см. Быт. 3:19). Богачу из притчи повезло: у него появилась возможность «покоиться, есть, пить, веселиться» и ни о чём ином не думать. Ему можно было бы позавидовать, если бы не продолжение притчи, в котором выясняется, что воспользоваться запасённым на много лет вперёд у него не получится: он умрёт в ближайшую ночь, ведь он смертен, как и всякий человек, а смертность наша означает, что кончина может настигнуть в любую секунду, и не имеет абсолютно никакого значения то, сколько материальных ресурсов есть в наличии у человека, никакие запасы хлеба, денег, недвижимости и всего того, что составляет основу богатства, не способны оградить человека от смерти. Мы все об этом прекрасно знаем. Христос здесь не сказал ничего нового, ничем не удивил, впрочем, у Него не было цели удивлять и поражать, Его цель иная: призвать нас задуматься о том, что является основным приоритетом жизни человека.
Из Христовой притчи мы видим, что у человека есть два возможных пути: либо он собирает «сокровища для себя», либо «в Бога богатеет». Иных вариантов притча нам не предлагает. Что такое «собирание сокровищ для себя» — понятно из контекста притчи, под этим стоит понимать всё то, что человек делает для обеспечения своей жизни, это могут быть не только собственно материальные ресурсы, сюда можно включить и получение образования, заботу о здоровье, воспитание детей и множество иного, тому подобного. Сами по себе это совершенно безобидные и даже похвальные вещи, вопрос здесь, как и всегда, в акцентах и конечной цели: если эти занятия затмевают собой Евангельские слова Христа, если из средства они сами становятся целью, то они превращаются в опасные для жизни будущего века «сокровища для себя».
Но есть иной путь — путь памятования о Боге как о Единственном Источнике всякого блага и как об Источнике Жизни. Если есть такое памятование, то и богатство, и здоровье, и образование будут человеком отнесены не к своим заслугам, а к дарам Божиим, которыми надлежит распоряжаться не по своей воле, а по воле Того, от Кого исходят перечисленные дары — по воле Бога. Его же воля известна, она многократно выражена в Священном Писании, и состоит в том, что излишки следует не копить и прятать, ими следует делиться, помня, что рано или поздно мы вынуждены будем всё оставить, а с собой сможем взять лишь то, что не имеет никакого материального измерения, то есть дела милосердия и богоугождения, которые очищают и облагораживают душу человека, становясь неотъемлемым даже смертью сокровищем.