Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Со времен грехопадения прародителей, человек всё время защищает себя: агрессивно или иронично, сознательно или несознательно, но он постоянно стремится обезопасить пространство вокруг себя. Какую часть нашей истории ни возьми и какую ни выбери точку на земном шаре — всюду, где будут люди, они будет стремиться к тому, чтобы себя обезопасить, потому что человек хочет жить и жить вечно.
И вот о том, как достичь этой жизни, Христа спрашивает один знаток закона. Значит ли это, что он сомневается в законе? Конечно, нет. Но он явно чувствует недостаточность формального исполнения и обращается ко Христу с вопросом. Может быть, главным вопросом своей жизни.
Понимая, что перед ним законник, Спаситель всё же возвращает его к тому, что тот хорошо знает. Что для тебя главное в законе? И слышит от него правильный ответ: любовь к Богу и любовь к ближнему. Всё. Верный ответ найден, что ещё может быть нужно? Но законник не успокаивается. Ответ, который он даёт Спасителю настолько всеобъемлющий, что о прямом его исполнении страшно и задуматься. Он понимает, что, если ближний — это любой, кто оказывается рядом, эту заповедь ему не исполнить. Поэтому, желая оправдаться, он задаёт уточняющий вопрос: кто мой ближний? Христос не нападал на него? От кого же ему требовалось защищаться? От чего он хочет обезопасить себя? От реальности своей жизни и голоса совести, который будет указывать ему его бессилие. Своим вопросом он желает сузить круг ближних, сделать его более обозримым и понятным. Если раньше он понимал, что главное в законе и, может быть, даже в каком-нибудь ограниченном варианте старался воплотить понимаемое в жизнь, теперь, акцент, который сделал Христос и вся необъятность заповеди, открылись перед ним и стали угрозой... Конечно, как законник, он знает, что для иудея ближним в первую очередь являлся такой же иудей, как и он сам. Относиться к язычнику так же, как к членам народа Божьего, закон его не обязывал. Но даже с этим уточнением, заповедь оказывается просто неисполнимой.
В ответ Христос рассказывает притчу, в которой мы видим избитого и совершенно обессилившего человека. Как и любой из нас, он так же стремился к безопасности, но ничто не спасло его от опасностей жизни, мимо прошли, показав свое бессилие, священник и левит, и только самарянин, человек со стороны, позаботился о нём. Что же стоит за этой притчей?
Всякий человек сотворён для безопасной и счастливой жизни. Однако все мы оказываемся избиты и изранены грехом, воспитанием, обстоятельствами жизни. Мы хотели бы любить, но в таком состоянии не всегда способны на правильное отношение к родным, не говоря уже обо всех прочих. В рамках ветхого завета иудеи были призваны любить только соплеменников, но и этого им не удавалось. Бессильными оказались закон и жертвы, которые явлены в образах священника и левита. Мессия приходит как Тот, Кто может человека исцелить. Мы привыкли думать, что ближний это тот, кто нуждается в помощи, но мы не сможем оказать её другим, если сами не получим помощь от Христа.
Спаситель не спросил законника: «Кто из них воспринял избитого как ближнего?», но «Кто из этих трёх оказался ему ближним?» Настоящим ближним для нас в первую очередь оказывается Христос. Полюбив его, мы научимся от Него быть такими, как Он, и творить милость другим.