Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 48-59. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 48-59

48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:

53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

54 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;

55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.

56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.

59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Мало кто из современных христиан чётко и внятно способен ответить на вопрос о том, что произошло с ним во время крещения, а также на вопрос о том, ради чего было крещение и что оно дало человеку. Для подавляющего большинства наших современников крещение — это милый обряд, семейное торжество, дань традиции, а ещё это некая надежда на благие перспективы, ведь, как многим кажется, крещение должно помочь человеку избежать неприятностей, в первую очередь болезней и преждевременной кончины. Но что такое крещение по своей сути — могут сказать считанные единицы.

Евангелие даёт нам ответ на этот вопрос. Только что в нынешнем евангельском отрывке прозвучал довольно странный, на первый взгляд, Христов возглас: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12:50). Как так? Ведь Господь уже крестился, Он уже был омыт излишним для Него, как для абсолютно безгрешного Человека, крещением покаяния в Иордане. О каком таком повторном крещении говорит Спаситель в евангельском отрывке, который хронологически ближе к Распятию, чем к Крещению в Иордане? Авторитетные толкователи поразительным образом согласны между собой, и все они утверждают, что речь здесь идёт о Крестной Смерти Спасителя, это её Он назвал Крещением, это к ней Он стремился, и, одновременно с этим, томился, как о том написал святитель Амвросий Медиоланский, «из-за отсрочки нашего искупления». У блаженного Феофилакта есть такие слова относительно нынешнего евангельского отрывка: «„Крещением“ [Христос] называет смерть Свою. Так как огонь этот имел возгореться не иначе, как после смерти Его, ибо оттуда возросла проповедь и ревность, то присовокупляет речь о смерти, называя её крещением. Сильно желая её, говорит: „и как томлюсь“, то есть, сколько Я забочусь и томлюсь, пока сие совершится! Ибо Я жажду смерти за спасение всех».

То есть мы видим, что в устах Господа Иисуса Христа — «крещение» и «смерть» представляют собой синонимы. И, что особенно важно, под «смертью» здесь следует понимать не смерть вообще, не смерть как таковую, а ту смерть, которая произошла на Кресте — смерть Единородного Сына Божия.

Христианское крещение имеет прямую и непосредственную связь с Господней смертью, мы, как о том написал апостол Павел, крестились в смерть Христову: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» (Рим 6:3-4).

Конечно, наше крещение не несёт в себе никакого риска для жизни, оно, в смысле его соотнесённости со смертью, имеет символический характер, но смысловая его нагрузка именно такая: крещение представляет собой прообраз смерти Господа Иисуса Христа на Кресте с тем, чтобы крещёный обрёл возможность со Христом воскреснуть к новой и блаженной жизни, но такое следствие крещения возможно только в том случае, если крещёный человек всей своей жизнью старается подражать Христу так, как о том писал святой апостол Павел: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:5–8).

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!