Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 29-33
Иона, о котором упоминает Христос в только что прозвучавшем отрывке, был древнееврейским пророком. Однажды Бог послал его с проповедью в столицу Ассирии, город Ниневию, чтобы он обратился к её жителям с призывом к покаянию. Энтузиазма по поводу этого поручения у пророка не было, так как горожане слыли людьми очень распущенными. И, видимо, Иона просто опасался за свою жизнь. Поэтому он пытается бежать от своей миссии на корабле. По пути начинается шторм. Моряки выясняют причину бури и бросают Иону за борт. Пророка проглатывает огромная рыба, в животе которой он провёл целых три дня. Так Бог вразумляет пророка и побуждает его выполнить возложенное на него задание. Его миссия имела успех. Язычники, укоренённые в своих пороках, прислушались к его словам, изменили образ жизни, покаялись, а потому и суд Божий был отменён.
Иудеям, к которым обращены слова Христа о покаянии, мало слов. Они требуют, чтобы Он совершил какое-то чудо. То есть, подтвердил Свои слова видимыми знаками. Возможно, они ожидали, что Он продемонстрирует Свою власть над природными стихиями. Например, устроит солнечное затмение. Однако Господь отвечает, что единственное знамение, которое Он совершит — знамение пророка Ионы. Он говорит о трёхдневном пребывании пророка в животе большой рыбы. Так Господь намекает на свое трёхдневное пребывание в гробнице после распятия, а, следовательно, и на Своё воскресение.
Здесь есть очень интересный момент. С одной стороны, Спаситель как бы говорит иудеям: силу Моих слов подтвердит самое главное чудо — Моя победа над смертью. С другой стороны, Он проводит параллель между древним пророком и иудеями. Иона сопротивлялся Богу и Его словам пока не пережил скорбный опыт, напоминающий смерть. Лишь после этого он доверился Творцу и признал себя Его служителем. Так и иудеи смогут поверить во Христа лишь в том случае, если смогут прикоснуться к тайне Его страданий и бесславия. Ведь нечто потрясающее скрывается в том факте, что Всемогущий Бог стал ограниченным человеком. Если бы они задумались об этом, осознали бы это событие, то никакие чудеса им были бы не нужны. Они бы увидели, что чудо уже стоит перед ними.
Для нас это также важный урок. Нам свойственно считать, что Бог действует в нашей жизни именно в те моменты, когда нам хорошо. Когда мы переживаем эмоциональный или духовный подъём. Нередко мы думаем, что лишь так действует Его благодать. А потому впадаем в тоску и уныние, когда нас постигают неприятности и скорби. Однако Христос сегодня говорит нам о том, что именно во время тяжёлых испытаний, напоминающих нам о смерти, Господь подходит к нам настолько близко, насколько это возможно. Именно эти моменты являются самыми благоприятными для того, чтобы узнать Бога. Причина очевидна: страдающий человек нередко теряет точку опоры в себе и окружающих. Его мысли отвлекаются от всего наносного, временного, земного. Он начинает смотреть вверх, понимая, что лишь один Творец может избавить его от тяжких обстоятельств. Душа того, кто оказывается на грани жизни и смерти, получает способность обратиться к Богу так, как никогда до этого. И Господь, который лично знает, что такое смерть, мгновенно отвечает человеку. Вступает с ним в незримый диалог, чтобы поддержать, утешить и открыть Себя как Бога, который способен провести через ад и привести всякого из нас к радости светлой Христовой Пасхи.