Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христианское вероучение содержит себе большое количество так называемых антиномий, то есть противоречий между двумя логически обоснованными положениями. К примеру, мы верим, что Христос и Бог, и Человек, а Святая Троица одновременно и Едина, и Троична, верим мы также и в то, что Пресвятая Владычица наша Богородица также одновременно и Мать, и Дева. Все перечисленное — догматические факты, к ним мы привыкли, а потому и перестали остро ощущать невозможность их всецелого интеллектуального постижения.

Сложнее обстоит дело с антиномиями иного рода. К примеру, с тем, что Господь Иисус Христос во многом строил Свою проповедь на ожидании блаженного будущего, но при этом рассуждать об этом будущем Он запретил, более того, Он запретил даже думать о нем, сказав перед Вознесением такие слова: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:7–8). Хотя, конечно же, размышления о том, что нас ждёт после окончания земного пути, не могут не быть привлекательными. В самом деле: мы должны, если следовать словам Христа Спасителя, взять не себя Его иго, взять крест, последовать за Ним, ограничивать себя во всем, быть готовыми к страданиям и смерти за Христа, но при этом мы не должны пытаться представить себе то, какой будет жизнь будущего века в Христовом Царстве. Поступать таким образом весьма затруднительно, а потому многие христиане склонны нарушать прямой запрет Спасителя и всеми силами пытаться отыскивать в Его словах указания на реалии грядущего Царства Небесного.

Конечно, на страницах Евангелия мы встречаем несколько уподоблений Царства Небесного: закваске, найденному на поле сокровищу, маленькому семени и драгоценной жемчужине. Встречаем мы в Евангелии также и одну притчу, которая посвящена вечной участи человека: притчу о богаче и Лазаре. В этой притче нет ни единого слова о, так сказать, технической стороне дела, к примеру, не сказано, что из себя представляет «лоно Авраама», не сказано и о том, в каком именно состоянии пребывает Лазарь, что он испытывает и чем занимается. Про страдающего богача тоже сказано совсем немного: притча описывает его страдания как невыносимую жажду посреди некоего пламени, но о том, что именно представляет это пламя и о том, каково его происхождение, сделать вывод на основании притчи не представляется возможным. Впрочем, есть, конечно, множество авторитетных комментариев, которые пытаются ответить на все эти вопросы, но при этом все толкователи уходят от рассуждений относительно как природы пламени, так и природы «лона Авраамова», они склонны делать акцент на нравственном измерении и Христовой притчи, и загробной участи человека. К примеру, у святителя Амвросия Медиоланского можно найти такие слова относительно страданий богача: «Для распутника быть лишённым удовольствий — мука».

Из умолчаний как Самого Христа, так и святых толкователей можно сделать вывод о том, что реалии Царства Небесного и противоположного ему состояния невозможно корректно описать на доступном человеку языке, можно использовать лишь язык аналогий, который естественным образом подразумевает множество прочтений. Конечно, такого рода интеллектуальные упражнения имеют право на существование, но они не должны заслонять собой основную мысль Христовой притчи: вечность напрямую зависит от милосердия к окружающим.

Господь Иисус Христос самыми разными способами призывал и продолжает призывать Своих учеников именно милосердие иметь основным критерием успеха в духовной жизни, все то, что мы делаем как христиане, должно нас приводить не к каким-то особенным переживаниям и возвышенным мыслям о самих себе, а к милосердию, наличие которого легко поддаётся верификации: нет ничего сложного в том, чтобы честно ответить самим себе на вопрос о том, в какой степени нас затрагивают страдания ближних и делаем ли мы хоть что-то для облегчения участи этих людей. При правильном устройстве духовной жизни такого рода переживаний будет становиться все больше, они станут острее, а не попытаться помочь страдающим и нуждающимся станет попросту невозможным.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!