Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56
В отрывке, который только что прозвучал, евангелист предлагает нам две ситуации, произошедшие со Христом и Его учениками.
В первом эпизоде ученики возмущаются, что кто-то посторонний использует имя их Учителя, чтобы творить чудеса. В их понимании он самозванец, так как не принадлежит их группе. А потому и пользоваться силой Христа он не имеет право. Во втором эпизоде мы видим, как учеников возмущает поведение самарян, которые поступают с ними не так, как им этого хотелось бы. Они не дают им отдыха после долгого утомительного пути. Попраны представления апостолов о законах гостеприимства. Хотя отношения между иудеями и самарянами были очень напряжены, и подобная реакция была более чем предсказуема. Однако они так обижены, что просят Христа жестоко покарать наглецов, свести на них огонь с неба.
Ситуации, несмотря на внешние отличия, аналогичны. И в первом и во втором случае ученики считают, что как Сам Христос, так и Его сила принадлежат только им, и они могут использовать ее по своему усмотрению. И в первом и во втором случае они самостоятельно решают участь других людей, исходя из собственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.
На это Господь и отвечает им: «не знаете, какого вы Духа». То есть, не понимаете, что мотивом ваших чувств, мыслей и поступков является больной эгоизм. Именно на нем основывается ваша житейская логика, которая и побуждает принимать подобные решения. Именно эгоизм стремится все взять под контроль, сделать окружающий мир миром для себя любимого. Именно эгоизм склонен к тому, чтобы сделать Бога и окружающих ручными, дрессированными, предсказуемыми и удобными. Он решает за всех, какими они должны быть, как и когда они должны действовать.
Апостолы реагируют очень по-человечески. Их логика нам понятна и близка. Мы также хотим навести порядок вокруг себя. Печально то, что зачастую мы склонны это делать, сражаясь с окружающими. А чтобы наша война была победоносной, мы стремимся заручиться поддержкой Творца. Нередко для нас Он — не более, чем секретное оружие, самый эффективный способ решить трудные проблемы. При Его помощи мы надеемся устранить любую опасность и непредсказуемость из своей жизни, держать ее и окружающих под полным контролем.
Однако Бог отказывается подчиняться эти правилам. Христос показывает, что в основу Своего Царства Он положил закон снисхождения, милости и любви. А любовь умеет щедро делиться собой со всеми. Поэтому Бог не может принадлежать конкретному человеку или только одному определенному сообществу людей. Им нельзя управлять. Сам Спаситель говорит в другом месте: «Дух дышит, где хочет». Кроме того, любовь умеет отпускать. Она дает каждому возможность пройти свой путь с его ошибками и падениями. Именно так поступил отец из притчи о блудном сыне. Дал юноше свободу жить свою жизнь. Любовь всегда рада принять любого, однако она не вмешивается, не навязывает себя и тем более не наказывает жестоко из чувства справедливости. Она терпеливо ждет, пока сам человек не сделает шаг навстречу. А потому, если мы хотим научиться жить по закону Царства Божия, следует учиться отпускать. Отпускать как Самого Бога, то есть, не навязывать Ему свою волю, а стремиться понять, что же Он ждет от нас. Что не Он, а мы можем сделать для Него. Отпускать ситуации и людей. Ведь в конечном счете мы в ответе лишь за свою собственную жизнь. За жизни других ответственны они сами. И будем уверены, что Господь заботится о них, так же, как и о нас. У него нет внуков и правнуков. Все его любимые дети. И каждого Он ведет своим путем. Наша задача научиться не мешать окружающим, но работать над своими отношениями с Творцом, бороться со своим эгоизмом, чтобы стать полноценными наследниками Царства Небесного.