Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 11-16. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 11-16

Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христианская письменность и христианское искусство имеют свои каноны. С течением времени формы канонов могут меняться, но по своему существу они остаются неизменными. К примеру, жития недавно прославленных Церковью святых пишутся в соответствии с привычными нам формами древних житий, которые не подразумевают описания очень многих подробностей жизни святых, они сосредоточены на передаче сути их духовного подвига. Нечто подобное можно сказать и об иконописном каноне, в своём классическом варианте он существенно отличается от художественной живописи, так как его основная цель состоит в передаче живописными средствами не земных, а небесных реалий. Сам текст Священного Писания, в том числе и Евангелия, тоже создан по определённому канону, который не совпадает с методами создания исторических хроник или же произведений художественной литературы. По этой причине мы не найдём в Евангелии той информации, которая характерна для исторических хроник, ведь Евангелия преследуют ту же самую цель, что и иконописные изображения: Евангелие в первую очередь стремится донести до своих читателей реалии Царства Божия.

Евангельская история воскрешения сына наинской вдовы — тоже отнюдь не историческая хроника, этот евангельский сюжет создан по сложившемуся канону, а потому он в основных своих чертах напоминает, как воскрешение дочери начальника синагоги, которая тоже была воскрешена прикосновением Господа Иисуса Христа и повелением встать (см. Мф. 9:24), так и случаи воскрешения, зафиксированные в Ветхом Завете, а именно, воскрешения, совершённые пророками Илиёй и Елисеем. Во всех перечисленных историях воскрешения есть много общего: всегда в роли воскрешаемых выступали дети, и всегда воскрешения вели к осознанию народом особого Божиего присутствия среди них. Собственно, в этом результате и заключён основной и высший смысл совершённых чудес.

Замечательно в этих рассказах и то, что ни у кого из присутствующих не возникает сомнений в истинности чудес, свидетелями которых они стали. Сам этот факт говорит о том, что люди были готовы к встрече с Богом лицом к лицу либо через Его пророков. Из этого можно сделать ещё один вывод: Бог молчит и никак не проявляет Себя в том случае, если люди не готовы к встрече с Ним, если они по каким-либо причинам не способны принять чудо и провести логическую связь между чудом и божественным присутствием. Кажется вполне очевидным, что в подавляющем большинстве случаев невозможно уверовать лишь на основании каких бы то ни было чудесный знамений, об этом говорил и Сам Христос в притче о богаче и Лазаре, вложив Свои слова в уста Авраама: «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Обрести Бога и ощутить Его присутствие могут только те, кто к этому готов, ну а о должной подготовке нам также известно из евангельских слов Господа Иисуса Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Иными словами, Бог открывает Себя тем, кто очистил своё сердце от зависти и злобы, от похоти и гнева, от жестокости и гордыни. Конечно, в полной мере сделать это невозможно, но невозможность вовсе не означает, что этим не стоит заниматься со всем доступным нам усердием.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!