Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 27-32
В сегодняшнем чтении мы слышим историю призвания апостола Левия, который позже был назван Матфеем. Он был мытарем, то есть собирал налоги в пользу римских захватчиков. Учитывая, что Иудея ко временам Христа уже несколько десятилетий была под властью римлян, к таким сборам, да и к таким сборщикам все привыкли. В то же время привычка и покорная готовность платить подати язычникам не означала, что все воспринимали мытарей как людей хороших и заслуживающих уважения. Это было совсем не так. С точки зрения фарисеев, которые задавали тон в общественной жизни, иудей вообще не должен был общаться с язычниками, так как они считались нечистыми. И хотя в условиях жизни в языческой империи для большинства это было невозможно, свободное, то есть невынужденное согласие работать на язычников, никак не могло быть одобрено. Кроме того, с точки зрения фарисеев и тех, кто на них равнялся, человек поступившийся такими вещами, позволял себе и другие грехи и в итоге был практически безнадёжен.
И вот к одному из мытарей подходит Христос и зовёт его за Собой. Обличает ли Он Левия за его деятельность? Нет. По крайней мере мы этого не видим. Да и в другом месте Христос не запрещает платить подати, но говорит отдавать кесарю кесарево. Но что же Он делает этим своим призывом? Спаситель даёт Левию надежду, которой тот в свою очередь готов поделиться с другими. Ведь он ведёт Иисуса Христа не куда-нибудь, а в собственный дом, куда приглашает таких же мытарей, как и он. И они едят, пьют и общаются с Тем, Кто известен как пророк и даже Мессия. Они видят доброе отношение к ним, что и приводит их к покаянию и исцелению жизни.
Фарисеи, напротив, очень злятся. Как и всем записным праведникам, им важно иметь перед глазами плохой пример, на фоне которого проще ощущать себя идеальным. Они не дерзают обратиться к Иисусу лично, но всё высказывают ученикам. Им не важно, что грешники — заблудшие члены народа Божьего, что доброе отношение может изменить их взгляды на самих себя, ведь так просто заниматься только собой и беспокоиться только о своём спасении.
Объясняя им своё поведение, Спаситель говорит очень просто: не здоровые нуждаются во враче, но больные. Особенно учитывая, что пренебрежение здоровых к больным, лишает последних всякой веры в возможность исправления.
Кажется, что текст, который мы сегодня услышали, давно должен потерять свою актуальность, ведь о неправоте фарисеев в Евангелии и в святоотеческой традиции говорится очень много. Но, к сожалению, до того, чтобы он потерял свою актуальность, ещё очень далеко. Конкретные исторические реалии меняются, но духовные остаются. Можно подумать, что самое страшное, что может услышать священник на исповеди — это какой-нибудь грех... Действительно, грехи бывают страшными, но если они сопровождаются искренним покаянием — ужас от греха облегчается радостью борьбы с ним. И гораздо страшнее звучит фраза: «когда я был неверующим, я больше любил людей, был дружелюбнее и снисходительнее...». И вдруг оказывается, что человек может сделать христианство основой для осуждения окружающих, совершенно забывая о призывах Христа любить всех и в первую очередь думать о своих грехах. История мытаря Левия была актуальной не только в древности, она оказывается актуальной и сегодня, ведь она учит нас никого не судить, всегда помнить о том, что все мы нуждаемся исцелении и только Иисус Христос может нам помочь.