Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 17-30
17 Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
18 И возвестили Иоанну ученики его о всём том.
19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
20 Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?
21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;
23 и блажен, кто не соблазнится о Мне!
24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
25 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
26 Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
29 И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;
30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
В сегодняшнем чтении мы слышим заочный диалог Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. Этому диалогу предшествует чудо воскресения сына вдовы, которая жила в городе Наин. После чуда люди заговорили о Христе как о великом пророке, и эта молва через учеников дошла до Иоанна.
Услышав о произошедшем, Иоанн посылает двух учеников, а ровно столько свидетелей необходимо, чтобы их свидетельство воспринималось как истинное, и поручает им спросить у Иисуса, Он ли обещанный от Бога Мессия или им ждать другого. Это сомнение Иоанна обычно и вызывает жаркие споры и недоумения. Как мог тот, кто сам был крестителем, кто говорил о своём недостоинстве, кто слышал голос Небесного Отца и даже называл Иисуса агнцем Божиим, берущим грех мира... Как мог он после этого сомневаться? Но в том то и дело, что пророк и Креститель был человеком и если перед нами сомнение, оно явлено для нашей пользы — ведь если он в таких обстоятельствах сомневался, значит и мы со своими сомнениями небезнадёжны.
Впрочем, более вероятно, что он послал учеников ко Иисусу не потому, что не верил во Его мессианство сам, но для того, чтобы в Него поверили его ученики. Здесь может возникнуть вопрос: неужели он сам не мог привести им необходимых доказательств? Неужели не мог рассказать о явлении духа в виде голубя, о том диалоге, который был между ними перед крещением Христа в Иордане? Всё это, конечно, было возможным, но он отправляет их ко Христу, потому что лучшим аргументом в момент сомнения всегда оказывается личный опыт. В данном случае — опыт встречи со Христом.
Что же убеждает учеников? Они видят явное присутствие Божие во всём, что делает Иисус. И хотя о Нём в то время можно было услышать разное, ведь книжники и фарисеи, саддукеи, иродиане распускали множество нелепых и нелицеприятных слухов, опыт встречи должен был развеять все сомнения. Более того, этот опыт не только развеивает сомнения, но позволяет человеку стать причастником Божественной жизни. И хотя Иоанн Предтеча пророк и даже и выше всех пророков, рождённых женами, его служение по своему характеру ветхозаветно и только готовит людей к тому, чтобы они стали сынами Царства Небесного. Понимание этого удивительным образом оказывается актуальным не только для его учеников, но и для каждого из нас. Мы можем слышать о Христе, можем читать о Нём, но только опыт встречи с Ним в таинствах, в молитве Церкви, в опыте духовной жизни позволяет каждому войти в Завет с Ним и стать причастным Царству Небесному.