Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 17-30
В сегодняшнем чтении мы слышим заочный диалог Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. Этому диалогу предшествует чудо воскресения сына вдовы, которая жила в городе Наин. После чуда люди заговорили о Христе как о великом пророке, и эта молва через учеников дошла до Иоанна.
Услышав о произошедшем, Иоанн посылает двух учеников, а ровно столько свидетелей необходимо, чтобы их свидетельство воспринималось как истинное, и поручает им спросить у Иисуса, Он ли обещанный от Бога Мессия или им ждать другого. Это сомнение Иоанна обычно и вызывает жаркие споры и недоумения. Как мог тот, кто сам был крестителем, кто говорил о своём недостоинстве, кто слышал голос Небесного Отца и даже называл Иисуса агнцем Божиим, берущим грех мира... Как мог он после этого сомневаться? Но в том то и дело, что пророк и Креститель был человеком и если перед нами сомнение, оно явлено для нашей пользы — ведь если он в таких обстоятельствах сомневался, значит и мы со своими сомнениями небезнадёжны.
Впрочем, более вероятно, что он послал учеников ко Иисусу не потому, что не верил во Его мессианство сам, но для того, чтобы в Него поверили его ученики. Здесь может возникнуть вопрос: неужели он сам не мог привести им необходимых доказательств? Неужели не мог рассказать о явлении духа в виде голубя, о том диалоге, который был между ними перед крещением Христа в Иордане? Всё это, конечно, было возможным, но он отправляет их ко Христу, потому что лучшим аргументом в момент сомнения всегда оказывается личный опыт. В данном случае — опыт встречи со Христом.
Что же убеждает учеников? Они видят явное присутствие Божие во всём, что делает Иисус. И хотя о Нём в то время можно было услышать разное, ведь книжники и фарисеи, саддукеи, иродиане распускали множество нелепых и нелицеприятных слухов, опыт встречи должен был развеять все сомнения. Более того, этот опыт не только развеивает сомнения, но позволяет человеку стать причастником Божественной жизни. И хотя Иоанн Предтеча пророк и даже и выше всех пророков, рождённых женами, его служение по своему характеру ветхозаветно и только готовит людей к тому, чтобы они стали сынами Царства Небесного. Понимание этого удивительным образом оказывается актуальным не только для его учеников, но и для каждого из нас. Мы можем слышать о Христе, можем читать о Нём, но только опыт встречи с Ним в таинствах, в молитве Церкви, в опыте духовной жизни позволяет каждому войти в Завет с Ним и стать причастным Царству Небесному.