Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36
В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок из проповеди Иисуса Христа, которая называется проповедью на ровном месте, то есть на некотором открытом пространстве. На первый взгляд призыв, с которого начинает Спаситель довольно прост и исполнить его труда не составляет. В этике есть принцип, который называет талион. Он означает равное возмездие. Это то, что хорошо известно по ветхозаветному выражению «око за око и зуб за зуб». Тому, кто воспринимает слова Евангелия на слух или даже пробегает глазами при чтении текста, может показаться, что именно этот принцип озвучивает Христос. Ведь и в Его словах мы слышим «как люди с вами, так и вы с ними». Однако не стоит обольщаться, потому что в данном случае наше сознание вводит нас в заблуждение. Услышав в словах Христа знакомые словосочетания, мы не вслушиваемся и не вдумываемся в них по-настоящему, но сразу отводим им в сознании место, уже существующее для каких-то подобных выражений. «Ну что ж, ещё одна формулировка золотого правила этики или принципа равного возмездия». В нравственном отношении жить так довольно просто — про себя ты уверен, что ты самый миролюбивый, по своей инициативе и мухи не обидишь, в то же время на всё отвечаешь зеркально... Сам я хороший и, если что, ответственность не на мне. Только вот беда, отвечать зеркально у людей практически никогда не получается, и закон, который многими ещё в древности считался справедливым, на деле в обычной жизни может стать законом постоянно умножающегося зла.
Впрочем, стоит признать, что всё это не имеет отношения к призыву, который сегодня мы услышали из уст Христа. Перед нами действительно принцип равного возмездия, но как будто бы сформулированный наоборот. И если обычно мы воспринимаем себя как реагирующих на чужое поведение, нам стоит остановиться и задуматься над тем, что именно сказал Христос. «Как вы хотите, чтобы с вами поступали — так вы поступайте». То есть не мне кто-то задаёт стиль и тон общения, которому я только подчиняюсь. Я задаю этот тон. Это бывает крайне неудобно и невыгодно... Ведь ответственность, которую мы привыкли перекладывать на других, каждый должен возложить на себя.
Но что же, если это подействует, почему бы и нет? — скажет кто-нибудь. Если люди из-за нашего поведения люди будут вести себя так, как мы хотим, попробуем использовать этот метод.
Только этого как раз Христос не говорит. Он не даёт никаких обещаний и гарантий. Более того, в Его собственной жизни мы видим пример того, как доброе отношение к людям, не растопило их сердец, не сделало их добрее. Спаситель всё равно был распят. Но если совет Христа не приносит видимой пользы, для чего же он дан? Христос отвечает на этот вопрос очень просто: вы наречётесь сынами Всевышнего, который любит всех — злых и добрых. И мы оказываемся на развилке: поступать по логике мира — это умножать зло, которому не будет конца. Поступать, как Бог, — значит хотя бы со своей стороны делать больше добра. В рамках жизни отдельного человека такое поведение может и не принести видимых плодов, но в перспективе только оно может изменить мир к лучшему.