Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 16-22
Назарет был небольшим городом, расположенным среди зелёных холмов Галилеи. Здесь Христос провёл Своё детство. Здесь Его хорошо знали. А потому, когда Он по Своему обыкновению пришёл в синагогу в субботний день, Ему доверили чтение священной книги. Господь читает отрывок из книги пророка Исаии. В нём говорится о наступлении царства Мессии. Дух Божий даст Мессии силу помогать людям — в первую очередь, исцелять их душевные и физические болезни, поддерживать при помощи слова. По окончании чтения Господь объявляет, что этот момент настал. Всё написанное исполнилось. Реакция слушателей на слова Христа была двойственна. С одной стороны, они удивляются той силе, которая от Него исходит. Видимо, речь идёт о том, что прочитанное Им и Его толкование Священного текста напрямую коснулось их сердца. Заставило его затрепетать. Ощутить непосредственное присутствие Бога в молитвенном собрании. С другой стороны, они не понимают, как такое возможно. Ведь Иисус, от которого эта сила исходит, хорошо им знаком с самых ранних лет. Они знают Его семью, его отца и мать. А потому Его образ не сходится с тем образом великого царя-освободителя, которым должен быть Мессия по представлениям того времени и который живёт в их сознании. Чем всё это заканчивается, мы прекрасно помним. Христа изгоняют из города и даже хотят сбросить с высокой скалы. Люди отказываются принимать то, что Бог может войти в их жизнь таким странным образом. Почему?
Как говорил преподобный Максим Исповедник, великий Святой православной церкви, человек всеми силами стремится к удовольствиям и бежит от страданий. Одним словом, он желает комфорта, и в соответствии с этим подстраивает, переделывает под себя окружающий мир, в том числе и мир духовный. Иудейские представления о Мессии того времени яркий тому пример. В их сознании сформировался образ человека, который принесёт им мир и благоденствие, создаст все условия для беспечного существования на земле. Молочные реки, кисельные берега и никаких забот — вот о чём думало большинство евреев, когда заходила речь о мессианском царстве. Это очень удобно. Господь же Своей проповедью разрушал этот шаблон. Он призывал людей к покаянию, то есть к деятельному изменению в первую очередь самих себя, а не окружающей действительности. А это означало выход из зоны комфорта. Поэтому даже несмотря на то, что жители Назарета чувствуют благодать, которая исходит от Спасителя, они предпочитают держаться за свои старые предрассудки и привычные им стереотипы. Они находят причины, чтобы не принять Господа, который нарушает привычный для них ритм жизни, призывая их к работе над собой. Что поделаешь, привычка вторая натура.
Для нас это важный урок. Евангелие в очередной раз напоминает нам, что подлинная духовная жизнь начинается лишь с того момента, когда мы отказываемся от своих старых, замешанных на эгоизме представлений о Боге и о том, как Он должен действовать в нашей жизни. Она начинается с работы над нашим больным «я», которое постоянно ищет как бы ему поудобней устроиться в этом мире: чтобы у него всё было и ничего ему за это не было. И на самое эффективное средство в этой борьбе прямо сегодня указывает Христос словами из книги пророка Исаии: Я пришёл к нищим, сокрушённым сердцем, пленным, слепым, измученным и всем тем, кто находится в скорбных, тяжёлых обстоятельствах. Всё это можно назвать одним словом — служение, суть которого сводится к исполнению главной Евангельской заповеди — возлюби ближнего своего, как самого себя.