Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 21-30; Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 34-44. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 21-30

21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.

22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?

23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.

28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 34-44

34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;

35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;

37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:

38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,

39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого;

40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;

41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Главная тема чтения — противопоставление состояния бодрствования беспечности. Спаситель использует хорошо знакомый слушателям образ — когда хозяин дома узнаёт, что в эту ночь будет предпринята попытка забраться к нему в дом с целью ограбления, то, естественно, ни о каком сне и речи быть не может. Но о каком именно бодрствовании говорит Своим ученикам Христос?

В греческом тексте используется слово γρηγορεῖτε — от глагола γρηγορέω — быть не сонным, бдительным. Это состояние противоположно не только сну как полной остановке сознания, но и мороку — пребыванию в каких-то своих — или навязанных извне — мыслях, размышлениях, переживаниях. Одним словом, быть замороченным. Слова Спасителя можно было бы переговорить так: будьте адекватными каждому мгновению жизни, а не зацикленными на каких-то своих идеях.

Почему это так важно именно с духовной точки зрения? И в чём именно проблема пришествия Сына Человеческого?

На первый взгляд кажется, что главная проблема в том, что Сын Божий застанет человека врасплох и осудит его на вечные муки. Но ведь можно посмотреть и с другой стороны: так же, как заснувший хозяин может проглядеть вора и в итоге остаться ни с чем — так и замороченный на самом себе человек может просто не распознать Божественное посещение — и тоже остаться ни с чем!

Часто ли мы ощущаем Божье посещение? Временами — да, особенно когда крепко придавят жизненные обстоятельства, или обрушится беда, или ещё что-то другое случится, радикально изменяющее привычный образ жизни. Вот тогда мы и говорим: да, Господь посетил скорбями... Но, быть может, мы сотни раз пропускали другие посещения Божии — светлые, радостные, вдохновляющие — и пропускали только потому, что находились в мороке нашей самости? И не могли порадоваться упавшей осенней листве? Свежему воздуху? Сочным, вызревшим плодам земли? Улыбке случайного прохожего? Глубокой мысли кем-то оставленной раскрытой книги? Не потому ли мы оказываемся невосприимчивы к реалиям обычной жизни, что нас — слишком много, и мы с трудом справляемся с тяжким грузом самих себя, взгромоздившихся на собственные плечи?

Бодрость — это ведь ещё и свежесть восприятия, когда все чувства обострены, реагируют на тончайшие изменения окружающей обстановки. И верующий человек знает: Бог ни на мгновение не прекращает попечение о том, чтобы все обстоятельства вокруг были лучшим образом направлены на созидание, воспитание внутреннего человека, на очищение от недолжного — но только при одном условии: мы сами должны принять в этом участие!

Вот почему так важно учиться распознавать посещение Божие не только в «громах и молниях» обрушивающихся обстоятельств, но и в «дыхании хлада тонка» наших обычных ежедневных будней!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!