Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Когда мы встречаемся с чужой болью — сложно подобрать слова поддержки и утешения. Но когда перед нами боль Самого Господа Бога — Который ради нас, человеков, и нашего ради спасения восходит на Крест — любые слова становятся пустыми, ненужными. При Кресте можно только стоять — как стояла Пречистая Матерь, любимый ученик Иоанн, и другие, любившие Иисуса и совершенно не понимавшие, что за безумие происходит на их глазах.

Предстояние перед Распятым Богом — вовсе не единичный акт, иногда случающийся в богослужебном году. Если вдуматься, это своего рода образ жизни христианина, сильно отличающий его от обычного, неверующего, человека. Какие же можно выделить основные, значимые моменты, этого предстояния?

Прежде всего, предстояние противоположно суетливости. Также, как молчание — болтовне. Предстоящий — внутренне собран. Он — на духовном посту, внутри него есть крепко натянутая струна, которая звучит при малейшем касании. Это напряжение рождается из осознания величия того, что сделал Бог для тебя, — и твоего собственного непотребства.

Второе — предстояние человека перед Крестом Христовым чуждо чувственной истеричности. Потому что любое нарочитое, эмоционально-заряженное выражение переживаний — всегда театр одного актёра, требующий зрителей. Принимать же Бога, висящим на Кресте, — как Того, Кто тебя привёл в этот мир из небытия в бытие — здесь совсем не до театральности, здесь можно только тихо молчать.

Третье — когда человек внутренне предстоит Кресту, это не вводит его в депрессию, не понижает градус внутренних сил жизни: напротив, осознание того, что любое зло, любое преступление, любое человеческое безумие, совершенно любой, даже самый невыносимый для сознания грех деактивируется, обезвреживается Крестом Христовым — даёт мощнейший импульс для жизни. Да, наш Бог — Такой, и Себя не пожалевший, и вместо величественного царского трона избравший позорный Крест — но ради чего? Не ради страдания самого по себе — но ради того, чтобы мы — жили и были живы.

Вот так и сочетаются в духовном предстоянии Кресту, казалось бы, несопоставимые вещи: скорбь и радость, боль и восторг, переживание собственной низости — и торжество от присутствия всепобеждающей Божественной Любви!

Как же важно это многогранное ощущение предстояния научиться удерживать в сердце как можно дольше — ведь именно в таком состоянии мы оказываемся неуязвимыми для любых искушений и соблазнов мира сего!..

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!