Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 1-13
В сегодняшнем чтении мы слышим беседу Иисуса с учениками, которые обращают Его внимание на величие храмовых строений. Естественно, как любой иудей, Он бывал в Иерусалиме с детства и хорошо знал, как выглядит храм. Но дело было, не в том, что Иисус чего-то не видел. Обдумывая реплику апостолов, стоит вспомнить, что они были обычными рыбаками из Галилеи, которые пришли с Учителем в столицу, чтобы помолиться в храме. Надо сказать, что Иерусалимский храм действительно был удивительно красив и величествен. И, конечно, ученикам Христа было приятно, что они, простые галилейские рыбаки как иудеи имеют к нему прямое отношение. Чувство, которое ими двигало, не было плохим... Мир создан прекрасным, и счастлив человек, который умеет радоваться этой тварной красоте и ценить её. Тем более, если эта красота, хотя бы отчасти, результат его творчества. Но вместе с тем после грехопадения мир оказался наполнен ложью и противоречиями... В нём, как это ни парадоксально, красота может быть жестокой и несправедливой. И, естественно, в такой ситуации она перестаёт исполнять своё предназначение, оказывается безжизненной и мертвящей.
Судьба красоты и величия Иерусалимского храма решались в то самое время, когда Спаситель ходил по Израилю и проповедовал. Так, однажды, в разговоре с иудеями, Он упомянул храм, а потом сказал, что с ними Тот, кто больше храма. Он имел в виду Себя, но они Его не поняли. Ориентируясь на внешние красоту и величие, современники Иисуса Христа забывали о том, что всё это жизнеспособно только если соответствует замыслу Божьему и приносит плоды. Но в том то и дело, что отвержение Мессии означало дальнейшую нежизнеспособность всего того, чем так восхищались апостолы. Понимая это, Христос говорит ученикам, что от всей этой красоты скоро ничего не останется.
Естественно, этот ответ их задевает, как задело бы нас, если бы кто-то о наших святынях сказал бы нечто подобное. Спаситель был для апостолов учителем, и вместо того, чтобы отреагировать на Него с гневом, они лишь смутились. Затем, чуть погодя, всё же подошли и спросили, когда это будет и каковы признаки того, что время разрушения приближается? Как обычные люди, они хотели избежать предстоящих трудностей. Однако Христос говорит им не о том, как избежать грядущих испытаний, но о том, как себя правильно вести, когда они их настигнут. Он знает, что мир во зле лежит и человеку, живущему в нём, не избежать страданий... Другой вопрос в том, как он себя в них поведёт. Спаситель призывает учеников к верности и просит их не прельщаться внешними чудесами и терпеть, ведь только претерпевший до конца — спасётся.
Сегодня терпение — одна из самых пренебрегаемых добродетелей. Мы стремимся обойти трудности любой ценой. Даже к Богу приходим в надежде, что Он разрешит все наши проблемы и поскорее избавит нас от неудобных обстоятельств. Один не может терпеть стеснённых условий жизни, другой не может терпеть коллегу по работе, третий не может терпеть себя и своё несовершенство... Инерция зла и греха в мире очень велика, люди свободны и часто выбирают путь наименьшего сопротивления, не задумываясь над тем, правилен он или нет. При этом всем нам кажется, что раз мы хотим добра, Бог скорее должен решить все наши проблемы. Однако в том и смысл терпения, что оно показывает серьёзность наших добрых намерений и готовность трудиться вместе с Богом. И как семя, посаженное в землю, даёт плод со временем, наши добрые дела прорастают в нашей жизни обильными плодами, только если мы оказывается способны терпеть.