Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 16-22. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 16-22

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

19 проповедовать лето Господне благоприятное.

20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня день церковного новолетия, то есть начала нового церковного года. Как и любая другая дата отсчёта нового года, — это весьма условный день, суть которого состоит лишь в том, чтобы как-то обозначить и зафиксировать очередной виток нашей планеты вокруг Солнца, в этом нет ничего сакрального, но есть дань древней традиции. Дата церковного новолетия никоим образом не связана со Священным Писанием, она имеет относительно позднее происхождение: первоначально эта дата была связана со сбором налогов в Римской империи, в ней императорами были установлены так называемые индикты — периоды сбора налогов, индикты определялись волей императоров, и могли иметь протяжённость от пяти до пятнадцати лет, но заканчивались они всегда в сентябре. Позднее византийский император Юстиниан, очевидным образом ориентируясь на сложившуюся практику, ввёл по всей империи единое летоисчисление, согласно его новелле, новый год стал повсеместно начинаться первого сентября. Вполне естественно, что Церковь вместе со всей Византийской империей усвоила эту дату как дату начала очередного годичного круга, и не менее естественно, что вместе с христианством на Русь из Византии пришло и восприятие первого сентября как начала нового года. Позднее в странах Европы была сделана привязка нового года к Рождеству Христову, российский император Пётр Первый взял за основу современную ему европейскую традицию и на государственном уровне изменил дату начала нового года, тогда как в Церкви осталась издавна привычная дата — первое сентября, конечно, по старому стилю, то есть по юлианскому календарю, эта дата соответствует четырнадцатому сентября в григорианском календаре.

Византийская империя вместе с установлением единой для всех даты нового года не могла не внести соответствующий этой дате праздник в церковный календарь. Были составлены специальные песнопения и молитвы, подобраны чтения из Священного Писания Нового Завета. Всё это в полной мере сохранилось в Русской Церкви. Сегодня в наших храмах звучит отрывок из Евангелия от Луки, который, судя по всему, был избран для чтения в этот день ещё при византийском императоре Юстиниане Великом в середине шестого века по Рождестве Христовом.

В этом отрывке, как и вообще во всём Евангелии, ничего не говорится о новом годе как таковом. В нём речь идёт о новой эпохе, которая началась с пришествием в мир Христа Спасителя и о которой пророчествовал Исайя. Впрочем, ожидаемая Исайей эпоха в полной мере ещё не наступила, она пока что не стала довлеющей и безоговорочно всеми принимаемой реальностью. До Второго Христова Пришествия каждый человек имеет возможность выбора, в какой эпохе и в какой реальности ему жить: это может быть как реальность падшего мира, так и реальность предвосхищения Христова Царства. Прочитанные Господом Иисусом Христом в капернаумской синагоге слова пророка Исайи возвещают явленную миру божественную любовь, которая исцеляет сокрушённых сердцем, проповедует пленным освобождение, слепым прозрение, отпускает измученных на свободу.

Всякий наступающий год в равной степени может быть как годом проявления любви Бога к человечеству, так и годом, лишённым божественной любви. Всё зависит от нас, от того, насколько каждый человек готов быть проводником любви для своих близких и для всех тех, с кем ему доводится соприкасаться в течение жизни. Очень хочется надеяться, что наступающий церковный год мы действительно сделаем «летом благоприятным». Именно об этом сегодня и звучит молитва во всех храмах нашей Церкви.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!