Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 24-34. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 24-34

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,

27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,

28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31 Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.

34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В этом отрывке Евангелия от Марка переплетены как минимум три различные темы: во-первых, здесь речь идёт о двух возможных сценариях отношения человека к евангельскому благовестию, далее Господь Иисус Христос приводит два образа Царства Божиего, а заканчивается отрывок замечанием апостола и евангелиста Марка относительно того, что Спаситель совершенно сознательно и последовательно использовал два вида поучений, первый из которых содержал лишь притчи и был обращён к народу, то есть к людям внешним, а второй, вместе с самими притчами, подразумевал и их разъяснение наедине с ближайшими учениками. Если мы откроем святоотеческие и современные комментарии к этому евангельскому отрывку, то обнаружим, что абсолютное большинство толкователей предпочитают разъяснять каждый из стихов отдельно, без какой-либо связи с другими словами, составляющими этот отрывок. Такой метод, конечно же, имеет право на существование, но можно подойти иначе: попытаться осмыслить евангельские слова в их совокупности. Именно это мы сейчас и попытаемся сделать.

Господь Иисус Христос приводил несколько самых разных уподоблений Царства Божия, среди них есть и уподобление сокровищу: «Ещё подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44). Мы не знаем, какой именно вид сокровища подразумевает Спаситель, это могут быть как драгоценные металлы с камнями, так и банальный сундук с монетами. Важно то, что Царство Божие уподоблено богатству, тому самому богатству, к которому стремятся многие люди, и ради которого некоторые из нас готовы идти на нравственные преступления. У человека, который достиг цели и стал обладателем внушительной суммы денег, есть два основных пути: потратить эти деньги и вернуться в первоначальное состояние или же сделать так, чтобы деньги начали работать и приносить стабильный дополнительный доход. Так происходит сегодня, так происходило во времена земной жизни Христа, так будет происходить всегда. Всё сказанное относительно денег можно применить и к обладанию истиной о Царстве Божием, ведь неслучайно Господь эту истину сравнил именно с сокровищем. Тот, у кого ничего нет, ничего не может приумножить, такой человек вынужден жить на грани нищеты, а обладающий имеет возможность правильно распоряжаться и приумножать: «Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк. 4:25). Люди, обладающие знанием евангельской истины, способны преумножать своё знание самыми разными способами, для таких людей абсолютно всё свидетельствует о Христе и Его Царстве. Здесь снова можно провести аналогию с земным богатством и успехом: тот, кто умеет зарабатывать деньги, сумеет их заработать всегда и везде.

Через Свои притчи Спаситель показывает, как устроено преумножение познания истины: людям внешним, тем, кто ещё не начал путь следования за Христом, Господь даёт возможность слышать притчи, но не даёт никаких комментариев, а потому они никак не могу распоряжаться полученным знанием. Апостолы уже обладают познанием истины, следовательно, они получают и разъяснение притчей. Для того, чтобы получить доступ к истине, необходимо, как и в случае с материальным капиталом, сделать некое первоначальное усилие: нужно поступить так, как поступили апостолы, — они откликнулись на призыв Христа и пошли за Ним. Благодаря этому их обладание истиной Царства Божия лишь умножалось, в конечном же итоге они достигли цели жизни всякого христианина — вечного блаженного пребывания со Спасителем в славе Царства Небесного.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!