Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 24-34
В этом отрывке Евангелия от Марка переплетены как минимум три различные темы: во-первых, здесь речь идёт о двух возможных сценариях отношения человека к евангельскому благовестию, далее Господь Иисус Христос приводит два образа Царства Божиего, а заканчивается отрывок замечанием апостола и евангелиста Марка относительно того, что Спаситель совершенно сознательно и последовательно использовал два вида поучений, первый из которых содержал лишь притчи и был обращён к народу, то есть к людям внешним, а второй, вместе с самими притчами, подразумевал и их разъяснение наедине с ближайшими учениками. Если мы откроем святоотеческие и современные комментарии к этому евангельскому отрывку, то обнаружим, что абсолютное большинство толкователей предпочитают разъяснять каждый из стихов отдельно, без какой-либо связи с другими словами, составляющими этот отрывок. Такой метод, конечно же, имеет право на существование, но можно подойти иначе: попытаться осмыслить евангельские слова в их совокупности. Именно это мы сейчас и попытаемся сделать.
Господь Иисус Христос приводил несколько самых разных уподоблений Царства Божия, среди них есть и уподобление сокровищу: «Ещё подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44). Мы не знаем, какой именно вид сокровища подразумевает Спаситель, это могут быть как драгоценные металлы с камнями, так и банальный сундук с монетами. Важно то, что Царство Божие уподоблено богатству, тому самому богатству, к которому стремятся многие люди, и ради которого некоторые из нас готовы идти на нравственные преступления. У человека, который достиг цели и стал обладателем внушительной суммы денег, есть два основных пути: потратить эти деньги и вернуться в первоначальное состояние или же сделать так, чтобы деньги начали работать и приносить стабильный дополнительный доход. Так происходит сегодня, так происходило во времена земной жизни Христа, так будет происходить всегда. Всё сказанное относительно денег можно применить и к обладанию истиной о Царстве Божием, ведь неслучайно Господь эту истину сравнил именно с сокровищем. Тот, у кого ничего нет, ничего не может приумножить, такой человек вынужден жить на грани нищеты, а обладающий имеет возможность правильно распоряжаться и приумножать: «Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк. 4:25). Люди, обладающие знанием евангельской истины, способны преумножать своё знание самыми разными способами, для таких людей абсолютно всё свидетельствует о Христе и Его Царстве. Здесь снова можно провести аналогию с земным богатством и успехом: тот, кто умеет зарабатывать деньги, сумеет их заработать всегда и везде.
Через Свои притчи Спаситель показывает, как устроено преумножение познания истины: людям внешним, тем, кто ещё не начал путь следования за Христом, Господь даёт возможность слышать притчи, но не даёт никаких комментариев, а потому они никак не могу распоряжаться полученным знанием. Апостолы уже обладают познанием истины, следовательно, они получают и разъяснение притчей. Для того, чтобы получить доступ к истине, необходимо, как и в случае с материальным капиталом, сделать некое первоначальное усилие: нужно поступить так, как поступили апостолы, — они откликнулись на призыв Христа и пошли за Ним. Благодаря этому их обладание истиной Царства Божия лишь умножалось, в конечном же итоге они достигли цели жизни всякого христианина — вечного блаженного пребывания со Спасителем в славе Царства Небесного.