Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 10-23
Из разъяснения Господом Иисусом Христом притчи о сеятеле можно сделать очевидный и даже банальный вывод: лучше всего — сеять на хорошей земле, а не где-то при дороге, не среди сорняков и не на каменистой почве. Но так как здесь речь идёт о человеке и его восприятии евангельского слова, то возникает закономерный вопрос: а что делать, если моё собственное сердце, я сам, — это отнюдь не «добрая земля»? Что делать, если я хочу принять евангельское слово, хочу принести достойный плод, но я устроен не самым лучшим образом, и со мной происходят те неприятности, которые в разъяснении притчи озвучил Спаситель? Можно, конечно, всё списать на непостижимый нашим разумом промысел Божий о каждом человеке и на этом успокоиться, но тогда возникает другой вопрос: зачем вообще была произнесена эта притча, если она носит лишь декларативный, а не назидательный характер?
Многовековой опыт Церкви показал, что почва, на которую сеется евангельское слово, с одной стороны, нечто предзаданное, а с другой, — её можно менять. Точно также, как возможно изменить и землю, в которое падает не метафорическое, а реальное зерно. Всем известно, как поступают люди, живущие в неблагоприятных с точки зрения свойств почвы регионах: они выкорчёвывают деревья, истребляют кустарники, борются с сорняками, а если в земле много камней, то они её просеивают. Все эти действия приходится производить неустанно и регулярно. То же самое можно сказать и о способности воспринимать евангельское слово: её можно и нужно развивать, но кому-то приходится трудиться больше, кому-то меньше.
Разъяснение Спасителем притчи о сеятеле даёт нам понимание того, что именно необходимо делать. В том случае, если сердце вообще никак не откликается на слова Христа, то стоит просить, пусть поначалу и без должной веры, чтобы Бог Сам оградил от того, что в Евангелии Господь называет «приходом сатаны и похищением слова». Если же следованию за Христом мешают различные скорби и гонения, то тут, помимо молитвы, стоит вдохновляться примерами живших прежде нас подвижников веры, тех, кто смог всё преодолеть и не изменить Евангелию. А в том случае, если мешают «заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания», то стоит вспомнить, что абсолютный собственник всего — Бог, всё принадлежит Ему, а нам Он даёт земные блага и способности во временное пользование, а потому конечный результат наших трудов зависит в равной степени как от нас самих, так и от Бога.