Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 33-42. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 33-42

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии отчётливо прослеживается, что чем ближе была Голгофа, тем больше Господь Иисус Христос говорил притч и обличительных слов, обращённых к народу Израиля. Спаситель пытался использовать все возможные средства, чтобы люди, к которым Он в первую очередь был послан Богом-Отцом, Его услышали и поняли. Мы знаем, что у Него это не получилось, и не получилось не потому, что Господь плохо старался и делал что-то не так, а потому, что любой человек обладает свободной волей, и даже у Бога нет возможности подчинить Себе эту волю, такое подчинение возможно только в том случае, если сам человек захочет это сделать. Именно на благое пробуждение воли израильтян были направлены слова и действия Христа. На это же были направлены и Его притчи.

Притча о злых виноградарях — в этом смысле эталонная, она обращена исключительно к израильтянам, сам образ виноградника, который в ней активно используется, — очень древний, пророк Исайя считал его крайне удачным, из книги его имени этот образ вошёл в израильскую культуру древности и стал её неотъемлемой частью. По сути дела, Господь Иисус Христос воспроизводит слова Исайи, который сказал: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его» (Ис. 5:7). Действительно, Бог ни о каком ином народе не проявлял столько отеческой заботы, сколько в отношении израильтян. Бог сначала воззвал этот народ из небытия, потом сформировал его как единую национальную общность, а после дал закон и правила, следуя которым, израильтяне должны были в конце концов принести некий плод. Конечно, речь здесь не может идти о чём-то материальном и осязаемом, но лишь о том, о чём в своё время сказал всё тот же пророк Исайя: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16–17). Ничего иного Бог не требовал от израильского народа. Но, к сожалению, воля большинства людей оказалась далёкой от того, чтобы следовать многочисленным и очень внятно выраженным воззваниям Божиим. То, что дал народу Бог — закон и пророков — стало ненужным, Христос в Своей притче выразил эту мысль через рассказ об избиении и убийстве людей, посланных хозяином виноградника за плодами. И Сам Сын Божий тоже оказался не нужен, ведь люди уже настолько ожесточились и закостенели в исполнении своей злой воли, что оказались неспособны услышать обращённую к ним речь Воплощённого Бога. Далее в притче Господь через наводящий вопрос подводит печальный итог и устами Своих слушателей говорит о дальнейшей судьбе народа, о том, что сделает с ним Бог: «Злодеев сих предаст злой смерти, виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».

Совершенно неслучайно эта Христова притча прочитывается в наших храмах в воскресный день, тогда, когда в храмах больше всего молящихся: притча, конечно же, в первую очередь была обращена к современным Христу израильтянам, но то, что случилось с избранным народом, может случиться и с любым другим, более того, это может произойти и с каждым конкретным человеком в том случае, если его почитание Бога не приведёт его к тому, что ждёт от каждого из нас Бог: к добру, к правде и к милосердию.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!