Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 15-22. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 15-22

15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20 И говорит им: чье это изображение и надпись?

21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как фарисеи и сторонники Ирода решили подловить Иисуса на одном довольно очевидном противоречии. Как известно, во время земной жизни Спасителя Иудея находилась под властью римлян, и местные жители были вынуждены платить налоги в пользу захватчиков. Конечно, в подобной ситуации в то время оказывались многие народы, но всё же иудеям было особенно трудно, потому что в отличие от соседей, они не были язычниками. Сирийцы и египтяне, фракийцы и жители Пиренейского полуострова — все они были под властью римлян, но все они были язычниками. Естественно, их тяготила необходимость платить подати, но только в финансовом отношении. Иудеи же всё языческое воспринимали как нечистое, и особенно это имело отношение к деньгам в их конкретном выражении, ведь на монетах того времени изображался император, требовавший по отношению к себе буквально божественных почестей. Таким образом, подать была для иудея не только финансовым бременем, но и оскверняла его в религиозном смысле, ведь он фактически прикасался к изображению обожествляемого язычниками человека. Сами фарисеи, как и сторонники Ирода, подати, конечно, платили, потому что иначе поступить не могли. Они могли быть недовольны, но вариантов не платить у них просто не было. И всё же одно дело выполнять некоторую вынужденную работу и совсем другое — попросить кого-то дать ей нравственную оценку. Исходя из всей строгости закона, Христос мог ответить отрицательно. Тем более, что от него можно было ожидать попыток понравиться тем из иудеев, которые были противниками римлян. Запрети платить подати и у тебя появится масса сторонников среди религиозного и патриотически настроенного населения. Но вместе с ними и масса противников среди римских чиновников и воинов. Согласись — и римляне тебя поддержат, но перед лицом народа ты потеряешь всякий авторитет. Понимая, что любой из ответов будет означать проблемы, перед тем как задать вопрос, фарисеи специально подчеркнули, что уверены в том, что Христос даст ответ в соответствие с заповедями и не будет смотреть на лица.

Интересно, но отвечая на их вопрос, Спаситель предлагает им сделать именно это. Только не в смысле подобострастной ориентации на лица римских начальников, но в самом что ни на есть буквальном, обратив внимание на лицо римского императора, изображенное на монете. Он язычник? Захватчик? Эти деньги вас оскверняют? Так отдавайте их кесарю, не смущаясь, зачем же хранить их у себя. Главное, не забывайте о самой важной подати: отдавайте Божье Богу. Причём под Божьим Он понимал вполне конкретную вещь: народ, который, в отличие от всех остальных народов, в самом Писании называется Божиим.

Фарисеи и сторонники Ирода хотели поставить Христа в тупик, требуя от него ответа на извечный вопрос верующих людей: как совместить жизнь в мире с жизнью в Боге? Его ответ прост: если нечто действительно грешно, нужно освобождаться от этого без сожаления. И сделать это будет тем проще, чем с большей глубиной мы осознаем, что мы Божии и наша жизнь тогда будет по-настоящему принадлежать нам, когда мы предадим себя Богу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!