Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 18-22. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 18-22

18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,

20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Ученики Христовы не только не постились, они ещё и не молились. В том смысле, что до определённого момента Спаситель не давал Своим апостолам каких-либо специальных молитв, Он ничего им не говорил о молитвенном правиле, а та молитва, которую Он всё же дал ученикам, была произнесена Им под некоторым нажимом со стороны апостолов. Евангелие от Луки повествует об этом моменте такими словами: «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11:1). После этих слов Спаситель произнёс молитву Господню, более известную как «Отче наш». Никаких других молитв Христос по Себе не оставил. Но Его оппонентам это неинтересно, им интересно другое: почему Его ученики не постятся?

Сама постановка вопроса о посте без соотнесения его с молитвой говорит об отношении к посту как к чему-то самоценному, как к полноценной духовной практике. Если же мы обратим своё внимание на историю поста согласно книгам Ветхого Завета, то увидим, что пост сам по себе ровным счётом ничего не значит, пост всегда должен сопровождаться молитвой, причём молитвой покаянной. В иудаизме существует лишь один постный день, который заповедан библейской книгой Левит, но в тексте самой заповеди не используется слово «пост», речь идёт о том, чтобы «смирять души»: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу» (Лев. 23:32). Позднее эти слова стали прочитываться авторитетными иудейскими учителями как указание на строгий пост, сопровождаемый молитвами покаяния. В исторических книгах Ветхого Завета мы также находим упоминания о неразрывной связи поста и молитвы. К примеру, в Первой книге Царств есть рассказ о посте, который наложил пророк Самуил на израильтян за их уклонение в язычество: «И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу и я помолюсь о вас Господу. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом» (1 Цар. 7:5–6). А книга Товит напрямую и совершенно однозначно связывает молитву и пост: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью» (Тов. 12:8). Такие примеры можно приводить довольно долго. Тем удивительнее поведение оппонентов Христа, которые ничуть не интересовались молитвенной практикой Христовых учеников, но при этом проявляли живой интерес к дисциплине поста. Впрочем, эти люди уже давно отошли в вечность, а их диалог со Спасителем — ещё одно напоминание нам, что, во-первых, нет смысла говорить о посте и не упоминать при этом молитву, а во-вторых, интересоваться чьей-либо аскетической практикой с целью осуждения и обличения — это не Христов путь, это пусть Его противников, наша же задача совсем иная: мы призваны Богом созидать в самих себе чистое сердце, исполненное не подозрения и зависти, а милосердия и справедливости.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!