Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 16-22. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 16-22

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Любой текст помимо собственно информации стремится донести до читателя и некоторые идеи. Евангелие от Марка — не исключение, его автор преследовал вполне очевидные цели, правда, не обо всех из них мы можем рассуждать достоверно, но о некоторых можно говорить с полной уверенностью.

Известно, что апостол Марк написал Евангелие для римских христиан, а потому мы не найдём в этом Евангелии большого количества отсылок к Ветхому Завету, ведь римляне не из числа евреев не были с ним знакомы, не найдём мы и библейских аллюзий, всё это было актуально для израильтян, но не для европейцев. Римских христиан волновали совсем иные вопросы.

К примеру, их сильно удивляло неприятие Христа со стороны общества и государства. Христиане были в меньшинстве, у них не могли не закрадываться сомнения в истинности евангельского благовестия и всего того, чему их учили апостолы. Евангелие от Марка было написано тогда, когда христианские общины Римской империи были редки и малочисленны, тем не менее, ещё до написания этого Евангелия, на христиан обрушились первые гонения, упоминание которых можно найти в книге Деяний святых апостолов: «Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне апостолов. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали» (Деян. 14:4–7).

Если христианство истинно, то чем можно объяснить споры вокруг него и агрессию со стороны общества, а также малочисленность христиан? Конечно, можно сказать, что негативное отношение к христианам имеет своей причиной падшее состояние мира. Такой ответ вполне корректен. Но как быть с тем, что христиан было и есть не очень много? Да, в наше время людей, формально принадлежащих к Церкви, немало, но далеко не все они знают учение Христа и стараются жить так, как заповедовал Спаситель. Евангелие от Марка предлагает и римским христианам первого века по Рождестве Христовом, и нам один из возможных ответов на эти вопросы.

В рассказе о призвании Господом Иисусом Христом первых учеников мы не видим каких-либо предварительных разговоров будущих апостолов со Спасителем. Они занимаются своими повседневными делами, а Он подходит и зовёт их за Собой, они тут же в буквальном смысле бросают всё и идут за Ним. Само по себе избрание учителем учеников совершенно нехарактерно для иудаизма, в норме было ровно наоборот: ученики сами выбирали себе учителя. Но здесь мы видим, что Господь по Одному Ему ведомым причинам избирает Своих апостолов. Этот факт ясно свидетельствует, что христианское призвание — не дело человеческих рук, никто не может стать христианином в полном смысле этого слова, если не будет призван Богом. Об этом Христос сказал прямо в Евангелии от Иоанна: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Мы не можем знать, по какой причине Господь избрал Себе всего лишь двенадцать ближайших учеников, мы не знаем, почему Он не сделал круг апостолов значительно более широким, но мы можем предполагать, что в этом заключается таинственное и в полной мере нами непостижимое соработничество Бога и человека: апостолы были теми, кто оказался готов оставить всё и пойти за Христом. Так и римские христиане были теми избранными, кто не испугался и решился последовать словам апостолов. Этих людей было немного, но они были в прямом смысле избранниками Божиими.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!