Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 9-15. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 9-15

09 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия

15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии немало мест, которые говорят о конфликте между Господом Иисусом Христом и современным Ему иудаизмом, немало в Евангелии и мест, в которых повествуется либо о Страданиях Христа, либо о скором их наступлении. Первая глава Евангелия от Марка, отрывок из которой мы только что услышали, на первый взгляд кажется иной: в ней нет очевидного противостояния между Христом и авторитетными раввинами, нет в ней и речи о Страданиях Христа. История крещения Спасителя от Иоанна в Иордане кажется весьма светлой и оптимистичной. Впрочем, если мы будем немного внимательнее, то поймём, что такое впечатление весьма обманчиво: уже из первого стиха этого отрывка можно сделать некоторые выводы, которые подскажут нам, что будущий конфликт был неизбежен. Апостол Марк пишет: «И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане» (Мк. 1:9). Но почему Спаситель решил это сделать? Религия Ветхого Завета не предполагает таких крещений, это нечто новое, то, что выходит за рамки установленных законом религиозных обрядов. Ответ может быть только одним: Христа, как и всех тех людей, которые приходили к Иоанну на берег Иордана, не удовлетворяло то, что может дать иудаизм. Само по себе решение прийти к Иоанну — это уже манифестация некоторого протеста, который, конечно же, со временем лишь набирал силу.

Есть в этом евангельском отрывке и ещё нечто, указывающее на то, что Христос должен будет пострадать и через Свои Страдания спасти человечество. Речь идёт о голосе Бога-Отца: «И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мк. 1:11). Эти слова напоминают об Отроке Господнем, о котором пророчествовал Исайя: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя» (Ис. 42:1). Далее в книге пророка Исайи есть и такие слова, которые также относятся к Отроку Господню: «Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 52:3–5). Вполне естественно, что люди, хорошо знакомые с Ветхим Заветом, не могли не провести параллель между тем, что пророчествовал Исайя, и тем, что происходило во время Крещения Господня.

Крестная Смерть Спасителя — это не какая-то нелепая случайность, это то, чему надлежало произойти, то, без чего человечество не смогло бы обрести первозданное величие и свободу. Весь земной путь Христа был подготовкой к Страданиям и Кресту, ну а путь всякого христианина, который начинается в купели крещения, по своей сути должен быть подражанием пути Христовому, приводящему к Воскресению и блаженной вечности.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!