Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Смысл этой Христовой причти очевиден и однозначен: прощение, которое мы надеемся получить от Бога, напрямую связано с нашей способностью прощать тех, кто виновен перед нами.

Но есть в притче некоторые важные детали, в частности, суммы долга, они выражены в незнакомых нам денежных единицах, и без специального исследования понять, о каких именно суммах идёт речь, не представляется возможным. К счастью, старательные учёные уже давно посчитали: долг первого человека превосходил долг второго более чем в миллион раз. Ну а если попытаться перевести древние таланты и динарии в нечто более близкое к нам, то получается, что долг первого человека перед царём составлял миллиарды современных американских долларов. Очевидно, что эта астрономическая сумма используется в притче неслучайно, Христос показывает, что долг любого человека перед Богом — это нечто невообразимо большое, то, что априори больше, чем какая бы то ни было вина одного человека перед другим.

Конечно, когда мы размышляем о долге и о вине перед Богом, то у многих из нас возникает недоумение, ведь не все ощущают себя людьми грешными и падшими, а разговор о том, что мы именно таковы, очень напоминает весьма примитивную манипуляцию. В самом деле: если мы и грешим, то в большинстве случаев это грехи против других людей, это их мы осуждаем, к ним не проявляем должного милосердия, на них злимся, иногда обманываем и так далее. Причём же здесь Бог, долг и вина перед Ним?

Ответ прост: мы не смогли бы осуждать, быть немилосердными, злыми, грубыми и какими угодно плохими или хорошими по отношению к другим людям, если бы у нас не было жизни, если бы нас попросту не существовало, но Бог воззвал нас из небытия к бытию, Он дал нам телесные, интеллектуальные, душевные и духовные силы, Его волей мы движемся и существуем, Он — Источник бытия и всяческого блага, и очень странно не быть Ему за это благодарными, и не ощущать свою от Него зависимость, которую можно выразить словом «долг». Ну а если мы это осознаём, то очевидной станет и относительная незначительность тех обид, которую могут нам нанести окружающие.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!