Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос обличает книжников и фарисеев. Это были люди, которые очень любили закон и нередко воспринимались окружающими как пример для подражания, при этом сами они относились к обычным иудеям с большим пренебрежением, ведь те не были столь скрупулёзны в соблюдении отеческих преданий. И вот этих людей, внешне самых правильных и благочестивых, Спаситель очень строго и грозно обличает. Они говорят, что ждут Мессию, но Иисуса отвергают. Они много молятся, но бывают жестокими по отношению к беззащитным и неимущим. Христос находит слово, которое лучше всего их характеризует: «лицемеры», то есть люди, стремящиеся благочестиво выглядеть, но внутренне выбирающие путь неправды.
Для человека, невнимательного к своей нравственной жизни, в лицемерии нет ничего особенного. Конечно, это грех неприятный, потому что всем хочется искренности в отношениях с людьми. Но это же не убийство и не жестокость, это всего лишь фальшь и игра. На самом же деле, лицемерие — грех очень коварный, ведь он заключается не в одном плохом поступке, но свидетельствует о червоточине, которая проникла во всю нравственную и религиозную жизнь.
Взрослея и созревая как личность, человек внутренне расставляет приоритеты, выбирает, что для него будет важным, а что второстепенным. В чём он будет видеть правду Божию. В правильных отношениях с людьми или в соблюдении формальных требований благочестия. Эти области не противоречат друг другу, но силы человека ограничены, и бывает проще сделать акцент на чём-то одном. И фарисеи выбирали формальное соблюдение правил. Как люди думающие, они при этом прекрасно понимали, что главным в законе является любовь. Но жизнь по любви требует от человека творческого напряжения интеллектуального и нравственного.
Судя по тому, что мы знаем о фарисеях, они тратили на свою религиозную жизнь довольно много сил. Никто настолько точно не соблюдал постов, никто так много не молился, никто столько не жертвовал... Никто не тратил на религиозную жизнь столько ресурсов... И никого так жёстко Христос не обличал... Почему? Неужели жизнь по Божьему закону была Ему неугодна? Конечно, нет. Но все тоже самое можно и нужно было делать, с одним условием: в центр всего должна быть поставлена любовь к Богу, которая проявляется через любовь к ближнему. И именно этого не происходило. Они тратили колоссальные ресурсы, но тратили впустую, потому что эти усилия не содержали в себе главного. В итоге они становились заложниками формальной стройности и правильности своих решений.
Это был такой своеобразный религиозный эстетизм, в котором красота одежд соответствовала красоте и стройности формальных правил. Религиозная жизнь входит в благочестивый и стройный ритм, в котором люди забывают про сирот и вдов, про сложность человеческих отношений, про трудности веры... Но самое страшное, что, попадая в эту ловушку, люди забывают про живого Бога, Который зовёт нас к истинной красоте: красоте долготерпения и прощения, взаимопомощи и жертвенности, милости и любви. Такая красота внешне кажется неприглядной, но в испытаниях, которыми бывает полна жизнь, только такая красота оказывается поистине ценной.