Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 43-46. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 43-46

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;

44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,

46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Преподобному Исааку Сирину принадлежат несколько всем известных высказываний, одно из них касается божественной справедливости и звучит так: «Не называй Бога справедливым. Потому что если Бог справедлив, я погиб». На первый взгляд это высказывание кажется весьма провокативным: как так?! Если Бог не справедлив, то можно ли вообще говорить о справедливости? Но если мы поглубже вчитаемся в слова Евангелия, то поймём, о чем идёт речь: к Богу неприменимы человеческие представления о справедливости, потому что наше понимание справедливости так или иначе, но строится вокруг концепции равного возмездия. Несмотря на то, что концепция имеет библейское происхождение и говорит лишь о нанесении обидчику ущерба, равного нанесённому ранее потерпевшему, в своём сознании мы вольно или невольно переносим ее и на благие дела: если мы кому-то сделали что-то доброе, то мы ожидаем ответного блага по отношению к нам, и такое ожидание кажется нам справедливым, если же оно по какой-то причине не оправдывается, то справедливость кажется попранной. То же самое можно сказать и про отношения с Богом: если мы всеми силами стараемся, ведём себя прилично, участвуем в благотворительности, не совершаем тяжёлых грехов, постимся, молимся и читаем полезные духовные книги, то кажется, будто бы Бог должен это заметить, учесть и сохранить нас от какой-либо неприятности. Если же этого не происходит, то человека, как правило, постигает глубокий кризис, центральный момент которого заключается в ропоте на Бога, допустившего такую несправедливость. А если продолжить пытаться понять происходящее с точки зрения нашего человеческого представления о справедливости, то мы придём к тому же выводу, что и преподобный Исаак Сирин: Бога нельзя назвать справедливым. Правда, преподобный Исаак смотрел на этот вопрос с другой стороны: он знал себя, знал свою душу, а потому и говорил, что ему лично не нужна справедливость Бога, ведь если бы Бог был справедлив, то Его наказание было бы неизбежным, значит, неизбежной была бы и вечная погибель.

Эталонным евангельским доказательством того, что Бог не справедлив в человеческом смысле этого слова, можно считать Христову притчу о работниках одиннадцатого часа, в этой притче хозяин выплачивает одинаковую сумму людям, которые проработали в его винограднике разное количество времени: кто-то трудился с самого утра, кто-то присоединился в ближе к полудню, а кто-то и вовсе почти ничего не успел сделать. Естественно, что первые возмущаются, они полагают, что им должно быть выплачено больше, но они слышат ответ: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф. 20:13–15). Подводя итог этой притче, Христос произнёс такие слова: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20:16).

Сегодня мы услышали своеобразное продолжение этой притчи, Господь сказал Своим слушателям, «что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его», из контекста 21-й главы Евангелия от Матфея понятно, кто именно тогда слушал Христа — это были первосвященники и фарисеи, а в их лице Господь обратил Свои слова и ко всем тем, кто шёл вслед за этими людьми, то есть к той части израильского народа, которая не сумела поверить в Воплотившегося Бога. И сами эти люди, и все их предки старались исполнять волю Божию, они старались жить по закону Моисея, за прошедшие века народ Израиля успел сделать много хорошего, но самое главное состоит в том, что по Своему человечеству частью этого народа был и Сам Христос. И Бог здесь Себя снова показывает не справедливым, у Него совершенно иная логика, Он как будто бы не видит и не помнит многочисленных заслуг израильского народа, и говорит, что все это с точки зрения Царства Божия не имеет никакого значения, потому что ветхозаветная праведность с ее акцентом на внешние религиозные формы не способна дать те плоды, которые от человека ожидает Бог.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!