Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 43-46
Преподобному Исааку Сирину принадлежат несколько всем известных высказываний, одно из них касается божественной справедливости и звучит так: «Не называй Бога справедливым. Потому что если Бог справедлив, я погиб». На первый взгляд это высказывание кажется весьма провокативным: как так?! Если Бог не справедлив, то можно ли вообще говорить о справедливости? Но если мы поглубже вчитаемся в слова Евангелия, то поймём, о чем идёт речь: к Богу неприменимы человеческие представления о справедливости, потому что наше понимание справедливости так или иначе, но строится вокруг концепции равного возмездия. Несмотря на то, что концепция имеет библейское происхождение и говорит лишь о нанесении обидчику ущерба, равного нанесённому ранее потерпевшему, в своём сознании мы вольно или невольно переносим ее и на благие дела: если мы кому-то сделали что-то доброе, то мы ожидаем ответного блага по отношению к нам, и такое ожидание кажется нам справедливым, если же оно по какой-то причине не оправдывается, то справедливость кажется попранной. То же самое можно сказать и про отношения с Богом: если мы всеми силами стараемся, ведём себя прилично, участвуем в благотворительности, не совершаем тяжёлых грехов, постимся, молимся и читаем полезные духовные книги, то кажется, будто бы Бог должен это заметить, учесть и сохранить нас от какой-либо неприятности. Если же этого не происходит, то человека, как правило, постигает глубокий кризис, центральный момент которого заключается в ропоте на Бога, допустившего такую несправедливость. А если продолжить пытаться понять происходящее с точки зрения нашего человеческого представления о справедливости, то мы придём к тому же выводу, что и преподобный Исаак Сирин: Бога нельзя назвать справедливым. Правда, преподобный Исаак смотрел на этот вопрос с другой стороны: он знал себя, знал свою душу, а потому и говорил, что ему лично не нужна справедливость Бога, ведь если бы Бог был справедлив, то Его наказание было бы неизбежным, значит, неизбежной была бы и вечная погибель.
Эталонным евангельским доказательством того, что Бог не справедлив в человеческом смысле этого слова, можно считать Христову притчу о работниках одиннадцатого часа, в этой притче хозяин выплачивает одинаковую сумму людям, которые проработали в его винограднике разное количество времени: кто-то трудился с самого утра, кто-то присоединился в ближе к полудню, а кто-то и вовсе почти ничего не успел сделать. Естественно, что первые возмущаются, они полагают, что им должно быть выплачено больше, но они слышат ответ: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф. 20:13–15). Подводя итог этой притче, Христос произнёс такие слова: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20:16).
Сегодня мы услышали своеобразное продолжение этой притчи, Господь сказал Своим слушателям, «что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его», из контекста 21-й главы Евангелия от Матфея понятно, кто именно тогда слушал Христа — это были первосвященники и фарисеи, а в их лице Господь обратил Свои слова и ко всем тем, кто шёл вслед за этими людьми, то есть к той части израильского народа, которая не сумела поверить в Воплотившегося Бога. И сами эти люди, и все их предки старались исполнять волю Божию, они старались жить по закону Моисея, за прошедшие века народ Израиля успел сделать много хорошего, но самое главное состоит в том, что по Своему человечеству частью этого народа был и Сам Христос. И Бог здесь Себя снова показывает не справедливым, у Него совершенно иная логика, Он как будто бы не видит и не помнит многочисленных заслуг израильского народа, и говорит, что все это с точки зрения Царства Божия не имеет никакого значения, потому что ветхозаветная праведность с ее акцентом на внешние религиозные формы не способна дать те плоды, которые от человека ожидает Бог.