Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 17-27
Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 1-2
Страшные, отрезвляющие слова мы только что слышали. В Своей прощальной беседе Иисус предупреждает самый близкий круг учеников: ничего хорошего не ожидайте — и вас будут преследовать, уничтожать, истреблять с рвением — из лучших, самых высоких религиозных побуждений! Главное, что надо помнить — вы не сможете избежать участи своего Учителя: и это — единственно нормально. Причина неприятия предельно простая: обслуживать идею Бога, созданного по своему образу и подобию, понятно и просто — а вот открыться навстречу Живому Богу — неуправляемому, непредсказуемому, невместимому ни в какие богословские трактаты, прорывающемуся сквозь любые запреты и условности — куда сложнее!
И эта история снова и снова повторяется с каждым из нас. Религиозность, только под прикрытием которой и может вызревать настоящая, живая вера — как зародыш птенца под скорлупой — в определенный момент должна обязательно стать препятствием и проблемой. Именно в сопротивлении, в попытках выбраться из тесной скорлупы — и происходит развитие и укрепление его мышц и костей. А если он откажется от этой борьбы со своей собственной оболочкой — успокоится, перестанет «дёргаться» — то сгниёт в ней очень и очень быстро. А если прорвётся — расправит крылья Духа — и вот тогда уже познает всю сладость и красоту свободного полёта!
Странно звучит, не так ли? Но правда жизни — в том числе и религиозной — именно такова. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20) — разве не об этом «прорывании изнутри» сквозь скорлупу религиозности идёт речь? Но что это значит на практике?
Надо научиться смотреть на религиозность — своего рода «тело» религии — как на инструмент — но ни в коем случае не самоцель. Наша цель — общение с Самим Христом, дыхание Его Святым Духом, единение с Его благой и совершенной волей. И всё то в религиозности, что этому способствует — обычаи, благочестивые традиции, привычки, обряды, церковные праздники, да и весь богослужебный ритм жизни — всё это бесконечно важно, свято и значимо — но не само по себе, а как пространство возможностей достижения нашей цели Богообщения. И в каком-то смысле между нашей внутренней жизнью с Богом и в Духе — и религиозностью всегда должно быть определённое напряжение, некий дискомфорт — ровно такой же, какой испытывает художник, упираясь в физические пределы возможностей изобразительных материалов — или скрипач, понимающий, что ещё тоньше, ещё чище, ещё быстрее его пальцы уже не в состоянии скользить по грифу, или поэт, мучительно перебирающий «тонны словесной руды» в поисках того самого, единственно точного слова. Если этого напряжения не будет — то и рост остановится, да и результат тоже будет совсем не вдохновляющим!
Помоги же нам, Господи, научиться не пугаться препятствий на нашем пути духовной жизни — а распознавать в них инструменты для нашего роста — Твоей заботливой рукой предложенные!