Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 1-11, 18-22; Глава 19, стихи 1-2, 13-15. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 1-11,18-22

Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 1-2,13-15

Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Главная смысловая линия чтения — противопоставление «принятия» — «соблазнению» или «пренебрежению». В греческом тексте это глаголы «δέχομαι» — принимать, приглашать как гостя, приветствовать, и «σκανδαλίζω» заставить упасть, оскорбить, сбить с дороги. Но в тексте — если понимать именно иудейский, религиозный контекст — есть ещё одна неочевидная ось противопоставлений — «малых сих» — μικροὶ (τοῦτοι) — «толпе» — πολλοί. В раввинистической литературе неоднократно встречается утверждение о том, что «тот, кто ввёл в соблазн многих — то есть большое число людей — недостоин даже покаяния и буквально «за ним закроются врата Геенны, и будет он предан ей на веки веков».

Перед нами — две разных логики. Логика раввинистического иудаизма — рациональная, административная: масштаб негатива определяется его резонансом. Как мы помним, именно в этой логике и был предан распятию Иисус — уж больно широкую огласку получило Его слово, Его поступки, да и вся Его жизнь! А вот если бы Он послушал мудрых духовных лидеров и сидел Себе тихонько, не высовываясь — смотришь, вскоре бы и забыли, ну, может, маленькая секта какая-то образовалась бы из последователей, а таких и без Него — пруд пруди, ничего страшного!

И вот только на этом фоне начинаешь осознавать грандиозность слов Иисуса. Он берёт образ казни, хорошо известный слушателям — от которого кровь стынет в жилах: быть утопленным с жерновом на шее. И применяет его к ситуации, которая, с точки зрения традиционного иудаизма, в общем-то, могла и вовсе не быть критичной: ну подумаешь, кого-то сбили с пути истинного — но кто об этом знает?...

Для Бога «малые сии» — бесконечно значимы. Это мы, человеки, боимся людской толпы — думая, что она сама по себе легко может стать непреодолимой силой. А для Бога нет «толпы» — Он каждого в ней знает по имени. И всю подноготную. И все радости и горести. И все падения и восстания. И всю доблесть и бесчестие. И к каждому без исключения обращён Его отеческий взор. Который вовсе необязательно всегда — нежный и ласкающий. Он может быть и прожигающим насквозь — чтобы вся окалина греха отвалилась!

Помоги же нам, Господи, научиться распознавать в любом человеке, даже самом незначительном, неинтересном и грешном — Твоего избранника!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!